Комментарии к законам

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:



общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2002 N 26-ФЗ)
Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
(часть вторая введена Федеральным законом от 19.07.1998 N 112-ФЗ)
Комментарий к статье 7
1. Общественной организацией в соответствии со ст. 8 комментируемого Закона является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
2. Общественным движением в соответствии со ст. 9 комментируемого Закона является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
3. Общественный фонд в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных Законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
4. Общественным учреждением в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.
5. Органом общественной самодеятельности в соответствии со ст. 12 комментируемого Закона является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
6. Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы 13 декабря 1995 г. дал следующее разъяснение применения таких видов общественных объединений, как добровольные народные дружины и товарищеские суды, которое было опубликовано в письме Минюста России от 19 января 1996 г. N 08-09-11-96.
Указанные виды общественных объединений могут быть образованы в любой организационно-правовой форме, основное отличие которых заключается в способе управления имуществом. Однако надо иметь в виду, что должен быть изменен подход к практике их создания. Под регулирование Закона об общественных объединениях подпадают только те народные дружины, которые создаются инициативным путем, т.е. по инициативе граждан, и которые не обладают властными полномочиями. Если же дружины создаются инициативным путем с использованием властных функций и полномочий, то для этого должны быть специальные решения органов государственной власти в рамках их компетенции. Но в этом случае подобные народные дружины не будут пользоваться статусом общественных объединений в смысле указанного Закона. Подобное правовое положение относится и к товарищеским судам.
7. В физкультурно-спортивной сфере, например, в г. Москве действуют более 3 тыс. организаций. Среди них общественных организаций - 59; фондов - 1; объединений юридических лиц - 24 (Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2002 г. N 976-ПП "Об утверждении городской целевой программы поддержки некоммерческих спортивных организаций на 2003 год").




Вернутся в раздел Комментарии к законам