Комментарии к законам

Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. 1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.



2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
3. Если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:
а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;
б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи.
4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 30 процентов;
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты "а" и "б" пункта 4 настоящей статьи не применяются.
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
Комментарий к статье 18
Комментируемая статья Федерального закона по сравнению с предыдущей ее редакцией претерпела ряд изменений, значительно улучшающих понимание и применение на практике норм, устанавливающих и регулирующих порядок образования (определения) избирательных округов, округа референдума.
1. Термины "избирательный округ", "округ референдума" являются одним из ключевых понятий, характеризующих организацию выборов, референдума на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании. Избирательные округа представляют собой территории, которые образуются (определяются) в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которых избираются депутаты, выборные должностные лица. Образование избирательных округов призвано обеспечить всеобщность участия граждан в выборах, создать гарантированную возможность каждому избирателю подачей своего голоса выразить баллотирующемуся кандидату доверие или отказать в нем. Избирательные округа при выборах представительного органа играют важную роль в обеспечении равного избирательного права, суть которого - в участии граждан в выборах на равных основаниях, когда они не только имеют равные возможности осуществлять свои избирательные права, но и поданные ими голоса имеют "одинаковый вес" (равнозначны) для определения результатов выборов. По совокупности выполняемых функций избирательные округа представляют собой центры реализации участниками избирательного процесса своих основных прав и обязанностей: в округах выдвигаются и регистрируются кандидаты, проводятся агитационные мероприятия, определяются результаты выборов.
В п. 1 комментируемой статьи впервые отдельной нормой устанавливаются виды избирательных округов, округа референдума. В соответствии с этой нормой для проведения выборов могут образовываться: одномандатные избирательные округа; многомандатные избирательные округа; единый избирательный округ. Для проведения референдума: округ референдума. При этом п. 30 - 33 ст. 2 комментируемого Федерального закона, посвященной основным терминам и определениям, дают четкие определения каждой разновидности избирательных округов. Так, избирательный округ - это территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Конкретизируя разновидности избирательных округов, законодатель установил, что (п. 33 ст. 2) избирательным округом одномандатным (одномандатным избирательным округом) является такой избирательный округ, в котором избирается один депутат; (п. 32 ст. 2) избирательным округом многомандатным (многомандатным избирательным округом) - такой избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально; (п. 31 ст. 2) избирательным округом единым (единым избирательным округом) - такой, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Последнее по смыслу применимо к определению округа референдума, отсутствующему в ст. 2 комментируемого Федерального закона. Приведенные термины и их содержание имеют принципиальное значение для всей системы законодательства о выборах в Российской Федерации. Так, термин "избирательный округ многомандатный" означает, что это округ, в котором избирается несколько депутатов, и голосование происходит персонально по каждой кандидатуре.
Понятие "избирательный округ" не утрачивает своего значения и при выборах Президента РФ, глав исполнительной власти субъектов РФ, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. В этих случаях вся территория, на которую распространяются установленные законом функции и полномочия данного должностного лица, определяется законом при проведении выборов в качестве единого избирательного округа. Такое наименование не носит формального характера, так как в действительности в границах соответствующей территории все избиратели имеют равные условия для голосования, а голос каждого из избирателей равен голосу любого иного избирателя. Пределами (границами) избирательного округа определяется, как правило, реализация активного избирательного права гражданина (см. п. 4 ст. 4 комментируемого Федерального закона).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основания для образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, органы, ответственные за определение и утверждение схемы округов, и сроки, в которые эти схемы подлежат определению и утверждению. Этой же нормой определены требования к содержанию схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
В качестве основания образования избирательных округов определены данные о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, в соответствии с п. 4 ст. 16 комментируемого Федерального закона. Численность избирателей, зарегистрированных на конкретной территории, является первоосновой для образования избирательных округов. Сведения об общей численности избирателей представляются соответствующей комиссии лицами, уполномоченными на то законом в соответствии с Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
В отличие от прежней редакции комментируемый пункт не устанавливает пятидневных сроков представления в соответствующую комиссию уполномоченными на то лицами сведений о численности избирателей. Отсутствие фиксированного срока представления сведений в соответствующую комиссию обязывает саму комиссию требовать их представления для исполнения возложенных на нее обязанностей по соблюдению сроков определения схемы округов. По сравнению с прежней редакцией сроки определения комиссией схемы округов значительно изменены в сторону увеличения и вместо прежних 70 дней до дня голосования составляют 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Указанное увеличение сроков не случайно. Законодатель учел правоприменительную практику в этой сфере, в значительной мере в целом урегулировал правоотношения по этому поводу, в том числе увеличил сроки определения схемы округов. Комментируемой статьей установлены также иные сроки для утверждения схемы округов, представленной комиссией законодательному (представительному) органу государственной власти, представительному органу местного самоуправления. Так, вместо прежних 60 дней до дня голосования схема округов должна быть утверждена указанными органами не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Таким образом, законодатель предписал комиссиям и соответствующим органам разрешить все вопросы, связанные с определением и утверждением схемы округов, не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, предоставив указанным органам срок не менее 60 дней для рассмотрения и утверждения схемы округов. Тем самым законодатель установил, что все процедуры и вопросы, включая спорные, по образованию округов должны быть завершены фактически до назначения выборов. Принципиальной новеллой является предоставление права законодательному органу при рассмотрении представленной избирательной комиссией схемы округов до ее утверждения вносить в представленную схему необходимые поправки. Отсутствие указанной нормы в прежней редакции часто приводило к неопределенности в установлении права законодательного органа вносить такие поправки, что, безусловно, умаляло их властные полномочия и часто приводило к тому, что представленная на утверждение видоизмененная схема округов по разным причинам оставалась без утверждения вообще и выборы проводились по старой схеме округов без учета реального изменения численности избирателей в них. Это приводило к нарушению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, зарегистрированных на территориях, где их численность претерпела изменения.
Комментируемая статья устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в схеме округов. Схема должна иметь: 1) наименование каждого округа и его разновидности: одномандатный или многомандатный; 2) обозначение границ округов; 3) перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ; при этом, если округ включает в себя части территории указанных образований, то в схеме должны быть обозначены границы каждой части вышеуказанных образований; 4) номер каждого округа и его центр - населенный пункт; 5) место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или комиссии, на которую возложены ее полномочия; 6) число избирателей в каждом избирательном округе. Приведенный перечень является исчерпывающим.
3. Законодатель принял также радикальную норму, исключающую тупиковые ситуации в процессе рассмотрения и утверждения схемы избирательных округов: в случае, если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема округов не утверждена по каким-либо причинам в срок, предписанный п. 2 настоящей статьи комментируемого Федерального закона, законодателем соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, предоставлено право принять следующее решение: в случае, если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным комментируемым Федеральным законом, комиссия праве принять решение о проведении выборов по прежней схеме округов (такое решение также должно быть принято в пятидневный срок); если прежняя схема округов не соответствует требованиям комментируемого Федерального закона и (или), что также является новеллой, признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, комиссия вправе принять решение о проведении выборов по округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона, т.е. комиссии предоставлено право утвердить схему округов, но не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Комментируемая статья достаточно исчерпывающе регламентирует возможные действия комиссии, организующей выборы, при принятии ею решения в случае, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется. Комментируемая норма наделяет комиссию правом внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только те округа, которые не соответствуют требованиям п. 4 комментируемой статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана судом недействующей и не подлежащей применению. Это означает, что комиссия принимает новый акт о схеме избирательных округов, в котором за основу берется прежняя схема округов с внесенными в нее редакционными и уточняющими поправками, и на этой основе определяется соответствие новой схемы округов требованиям п. 4 комментируемой статьи. Комиссия наделена также правом изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями п. 4 комментируемой статьи в том случае, когда произведенные ею в соответствии с законом изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов.
4 - 5. Требования, предъявляемые к образованию округов, сформулированы в нормах п. 4 и 5 комментируемой статьи и заключаются в следующем. Должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей; при этом допускаются отклонения от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15%. Принцип примерного равенства избирательных округов обеспечивает действие одного из основополагающих принципов - равного избирательного права (ст. 5 комментируемого Федерального закона). Соответствие данного принципа Конституции РФ подтверждено Конституционным Судом РФ <*>. Поэтому недопустимы превышение или уменьшение средней нормы представительства избирателей в избирательных округах сверх предусмотренных пределов, поскольку речь идет не просто о голосовании, но и о формировании системы народного представительства (при выборах в представительные органы).
--------------------------------
<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.
В многомандатных избирательных округах, в связи с возможностью образования на выборах округов с различным числом мандатов, принцип примерного равенства избирательных округов трансформирован в принцип примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных избирательных округах; при этом допускаются отклонения числа избирателей от средней нормы представительства, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не более чем на 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15%. Очевидно, что при образовании многомандатных избирательных округов отклонение от среднего числа избирателей на один депутатский мандат меньше, чем при образовании одномандатных избирательных округов.
Установление перечня труднодоступных и отдаленных местностей для определения схемы избирательных округов комментируемой статьей отнесено к компетенции субъекта РФ, соответствующий закон которого должен быть опубликован и вступить в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. На практике указанные законы давно приняты субъектами РФ, в пределах территории которых имеются труднодоступные и отдаленные местности, и за весьма редкими исключениями практически остаются неизменными.
В том случае, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, нормы комментируемой статьи допускают несоблюдение содержащихся в них предельных процентов отклонений <*>. Указанное положение не противоречит Конституции РФ, что следует и из решения Конституционного Суда РФ <**>, поскольку обеспечивает взаимодействие принципа равенства прав граждан с принципами федеративного устройства Российской Федерации.
--------------------------------
<*> См., например: Постановление ЦИК России от 24 января 2003 г. N 169/1425-3 "О методике распределения между субъектами Российской Федерации одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" // Вестник ЦИК РФ. 2003. N 1(139).
<**> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5969.
Законодателем в целях обеспечения прав коренных малочисленных народов на территориях их компактного проживания в пределах территорий субъектов РФ закреплено положение о том, что допускается превышение ранее указанных пределов отклонений от средней нормы представительства избирателей, но не более чем на 30%. Определение территорий компактного проживания коренных малочисленных народов и установление в указанных рамках предела допустимого отклонения от средней нормы представительства избирателей отнесено к компетенции субъекта РФ и может быть осуществлено только соответствующими законами. В этой федеральной норме реализуется положение ст. 69 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" законами субъектов РФ могут устанавливаться квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ и в представительных органах местного самоуправления. Согласно ст. 1 указанного Федерального закона коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. При этом также установлено, что, учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим внесением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Рассматриваемое тридцатипроцентное отклонение - одно из возможных правовых оснований для установления вышеуказанных квот <*>. Еще одним способом квотирования является введение многомандатных избирательных округов при условии, что избиратели в таких округах будут иметь по одному голосу. Такая система позволяет учитывать голоса коренных малочисленных народов даже в случае, когда их численность в несколько раз меньше, чем число избирателей в округе.
--------------------------------
<*> При этом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 21-ФЗ "О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 504) установлено, что при образовании указанных избирательных округов допустимое отклонение от средней нормы представительства устанавливается не п. 4 ст. 18 комментируемого Федерального закона, а законом соответствующего субъекта РФ, при этом Федеральный закон от 7 февраля 2003 г. распространяется только на правоотношения, связанные с выборами депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, назначенными до вступления в силу данного Федерального закона, т.е. до 11 февраля 2003 г.
Избирательный округ должен, как правило, составлять единую территорию; не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий, т.е. территорий, со всех сторон окруженных территориями иных субъектов РФ либо территориями, где не проводятся соответствующие выборы. Следует иметь в виду, что в случае, когда в избирательный округ входят островные территории, разделенные водами, не являющимися территориальным морем, порядок включения таких территорий может быть специально оговорен в законе.
При соблюдении всех указанных выше требований нормой (п. 5) комментируемой статьи установлено еще одно дополнительное требование, которое должно учитываться комиссиями и законодательными органами при определении и утверждении схемы округов. Это требование касается сохранения целостности административно-территориального устройства (деления) субъекта РФ, территории муниципального образования. При реализации этого требования следует иметь в виду, что Конституция РФ не связывает "жестко" территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным делением (устройством) субъектов РФ. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 12). Таким образом, территории муниципальных образований могут как совпадать с административно-территориальными единицами, так и представлять собой самостоятельное формирование. Более того, закон допускает, что в границах территории муниципального образования могут существовать другие муниципальные образования, например на территории района - поселок, имеющий статус муниципального образования, или на территории сельского округа (волости, сельсовета) - сельское поселение с таким же статусом. Естественно, что не только при выборах в органы местного самоуправления, но и при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, в Государственную Думу необходимо учитывать отмеченные особенности территориальной организации муниципальных образований.
6. Комментируемый Федеральный закон исключает возможность отступления от содержащихся в нем императивных норм, регулирующих численность избирателей по избирательным округам, в законодательстве субъектов РФ. Единственным, сформулированным в п. 6 комментируемой статьи случаем, когда не применяются положения о соблюдении примерного равенства численности избирателей по округам и средней нормы представительства избирателей в них, являются выборы в одну из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с его конституцией (уставом), когда такая палата формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований. Данное положение соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 5 мотивировочной части вышеприведенного Постановления от 10 июня 1998 г.
7. Пункт 7 комментируемой статьи содержит нормы, формулирующие требования по обязательному опубликованию (обнародованию) схемы округов в срок не позднее чем через пять дней после ее утверждения. Обязанность по опубликованию схемы округов возложена законом на орган, ее утвердивший, т.е. либо законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления, либо, если решение по схеме округов принято в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, - избирательную комиссию, организующую выборы.
Пример исчисления срока: Решение об утверждении схемы округов принято 1 февраля, следовательно, опубликование должно состояться не позднее 7 февраля.
8. Пункт 8 комментируемой статьи устанавливает ограничение предельного числа депутатских мандатов, подлежащих распределению в случае образования многомандатного избирательного округа, пятью мандатами. Это объясняется тем, что в больших многомандатных округах существенно ослабляется, а иногда даже утрачивается связь депутатов с избирателями, обезличивается их ответственность перед избирателями, возникают трудности реализации предвыборных программ. Ситуация еще более осложняется в многомандатном округе, если депутаты придерживаются различных или даже полярных политических позиций. Возникают организационно-правовые проблемы и при отзыве депутата, если такой отзыв предусмотрен законодательством субъекта РФ. Данное правило не применяется в округе в границах избирательного участка при выборах в орган местного самоуправления, поскольку влечет организационные трудности по подсчету голосов избирателей. В таком округе может избираться весь состав представительного органа местного самоуправления.




Вернутся в раздел Комментарии к законам