Комментарии к законам

Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.



Комментарий к статье 4
Комментируемая статья устанавливает критерии определения лицензируемых видов деятельности применительно к настоящему Федеральному закону.
Критерий [от греч. kriterion - средство для решения] - это признак, на основании которого производятся оценка, определение, классификация чего-нибудь, мерило <*>.
--------------------------------
<*> Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова Т. 1. М.: ТЕРРА, 1996. Столб. 1518; см. также: Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова М.: ЮНВЕС, 1995. С. 375.
Данная статья указывает на два критерия, т.е. основания введения настоящим Законом лицензирования применительно к отдельным видам деятельности, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 17.
Первый критерий - это потенциальная возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Это основание введения лицензирования и установления особого порядка его осуществления применительно к определенным видам деятельности является, с другой стороны, и целью осуществления такого лицензирования (см. комментарий к ст. 1). Следует иметь в виду, что осуществление отдельных видов деятельности, перечисленных в ст. 17 комментируемого Закона, может причинить как материальный, так и нематериальный (моральный) вред.
В отличие от аналогичного Закона 1998 г. в ст. 4 отсутствует указание на возможное причинение вреда нравственности граждан, однако такое основание вытекает из ч. 3 ст. 55 Конституции России и из толкования положений комментируемой статьи о нанесении ущерба "правам, законным интересам, здоровью граждан". В то же время комментируемая статья особо выделяет возможность нанесения ущерба культурному наследию народов Российской Федерации, под которым понимаются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1).
Второй критерий определения лицензируемых видов деятельности - это невозможность осуществления государственного регулирования потенциально опасных видов деятельности (ст. 17) иными методами, кроме как лицензированием.
К иным государственно-разрешительным методам относятся прежде всего государственная регистрация (несколько видов), сертификация, стандартизация, квотирование.
Так, государственная регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Сертификация продукции - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (ст. 1 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в послед. ред.)). Цели осуществления сертификации схожи с целями осуществления лицензирования. Сертификация осуществляется в целях: создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны (ст. 1 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" (в послед. ред.)).
Понятие квотирования в действующем федеральном законодательстве не раскрывается, однако его анализ позволяет сделать вывод о том, что под квотированием следует понимать количественное ограничение чего-либо. Квота - от лат. quota - часть, приходящаяся на каждого, quot - сколько <*>. Юридической наукой выработана следующая дефиниция квотирования: "Квотирование - количественные ограничения производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или по стоимости), вводимые межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей; относится к числу традиционных мер нетарифного регулирования и осуществляется согласно установленным импортным и экспортным квотам по лицензиям, копии которых прилагаются к таможенным декларациям наряду с другими документами, необходимыми для таможенных целей" <**>.
--------------------------------
<*> Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2002. С. 405.
<**> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 275.
По смыслу комментируемой статьи если защиту прав, законных интересов, здоровье граждан, оборону и безопасность государства, культурное наследие народов РФ можно обеспечить иными государственно-правовыми методами, нежели лицензированием, например стандартизацией, сертификацией и др., то потребность в лицензировании отпадает <*>.
--------------------------------
<*> Аналогичной позиции придерживается доктор юридических наук профессор А.Б. Агапов (см. его "Постатейный комментарий к Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности". С. 59).




Вернутся в раздел Комментарии к законам