2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Комментарий к статье 3
1. Адвокатура представляет собой объединение граждан, построенное на основе профессиональной общности его членов и единства решаемых задач (защита прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления).
Как институт гражданского общества адвокатура призвана содействовать установлению в обществе баланса различных сил, упрочению самосознания всех членов этого общества, установлению контроля со стороны населения страны за деятельностью органов государственной власти, иных государственных органов и организаций. В этой связи принципиально важно, что комментируемый Закон выводит адвокатуру из системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, поскольку только при таком условии возможна свободная, независимая полемика адвоката, представляющего чьи-либо частные интересы, с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, своими действиями и решениями ущемляющими эти интересы.
Невхождение адвокатуры в систему органов государственной власти и местного самоуправления подтверждается тем, что в организационном отношении адвокатура не подчиняется никаким органам власти, финансирование ее деятельности осуществляется не из федерального или местного бюджетов, а за счет средств, зарабатываемых самими адвокатами, адвокаты по своему статусу являются не чиновниками, государственными служащими, а самозанятыми гражданами.
Адвокатура не относится также к числу общественных организаций в том смысле, как они понимаются в статьях 13 и 30 Конституции РФ, Федеральных законах от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" и иных законодательных актах, а также в статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это обусловлено, в частности, тем, что членство в адвокатуре, в отличие от общественных объединений, предполагает наличие юридического образования и осуществление профессиональной деятельности, направленной на защиту интересов не самих членов адвокатского сообщества, а иных лиц.
2. Принцип законности в деятельности адвокатуры проявляется, во-первых, в том, что организация этого сообщества, регламентация членства в нем, прав и обязанностей адвокатов осуществляется на основе закона. Прежде всего это комментируемый Закон, однако отдельные стороны организации адвокатуры могут определяться и другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ, поскольку в соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Во-вторых, принцип законности предполагает обязанность адвоката при осуществлении своих профессиональных обязанностей отстаивать права и законные интересы своих доверителей, используя при этом только законные средства. Адвокат не может использовать обман, фальсификацию доказательств и другие запрещенные методы, даже если его доверитель на этом настаивает.
В-третьих, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной деятельности и добивается устранения таких нарушений и восстановления прав и законных интересов своих доверителей.
Принцип независимости деятельности адвокатуры включает в себя два аспекта: независимость в целом сообщества адвокатов и независимость каждого адвоката.
Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться в деятельность адвокатуры. В своем организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.
Независимость адвоката обеспечивается:
запретом вмешательства в адвокатскую деятельность; недопустимостью привлечения адвоката к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии);
невозможностью истребования сведений, связанных с оказанием помощи по конкретным делам, а также запретом допрашивать адвоката по вопросам, ставшим ему известными в связи с оказанием юридической помощи;
установлением специальной процедуры привлечения адвоката к уголовной ответственности, осуществления в отношении него мер уголовного преследования и оперативно-розыскной деятельности;
гарантированием защиты адвоката, членов его семьи и их имущества со стороны государства (подробнее см. комментарий к статье 18).
Принцип самоуправления адвокатуры вытекает из ее независимости и заключается в том, что все вопросы организации и деятельности адвокатуры на соответствующем уровне решаются самим адвокатским сообществом соответственно в рамках Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ, а также адвокатских образований.
При этом необходимо обратить внимание на независимость адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности, а также в решении вопросов по организации деятельности адвокатских образований как от Федеральной палаты адвокатов, так и от адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ.
Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности профессиональных интересов и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время самостоятельными и независимыми и действующими в личном качестве. Корпоративность предполагает прежде всего моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры.
По своему статусу все адвокаты равноправны как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.
3. Отношения адвокатуры и государства в нашей стране не были безоблачными. При этом было бы несправедливо относить это состояние только на советский период нашей истории. Так, накануне издания Судебных уставов 1864 г. министр юстиции граф Панин заявил: "Вредно и опасно для государства, если глубокое знание права будет распространено в классе людей, не состоящих на службе государства". Спустя 50 лет в речи по поводу празднования 50-летия Московской присяжной адвокатуры Н.В. Тесленко указывает: "С адвокатурой боролись, ее теснили, преследовали, а где нельзя было преследовать, там с ничтожною и мелочною придирчивостью царапали и оскорбляли".
Тоталитарное государство не могло смириться с наличием независимой адвокатуры, поэтому основные усилия государства в отношении адвокатуры в годы Советской власти были направлены на установление полного государственного и партийного контроля над адвокатурой и в конечном итоге за адвокатами. Адвокатом можно было стать только в коллегии адвокатов, а руководство коллегий формировалось по указанию партийных органов. Количество адвокатов, размеры оплаты их труда, вопросы функционирования коллегий находились под постоянным контролем органов юстиции. Метод "кнута и пряника" действовал безотказно. Послушных награждали (выступления некоторых адвокатов на процессах 30-х годов, в которых они требовали сурового наказания для своих подзащитных, были отмечены высокими правительственными наградами), непослушных наказывали (например, адвокаты, осмеливавшиеся говорить о невиновности своих подзащитных по делам диссидентов 70-х изгонялись из коллегии с установлением фактического запрета на профессию).
Стремление адвокатов к созданию независимой от государства адвокатуры вызывало ужас и серьезное сопротивление всей государственной системы. Даже в годы перестройки Министерство юстиции СССР по поручению ЦК КПСС предпринимало отчаянные усилия для того, чтобы не допустить создания независимого Союза адвокатов СССР, а когда этот процесс стал необратим, совершенно секретным решением Политбюро ЦК КПСС (Протокол от 2 декабря 1988 г. N 143) Министерству юстиции было поручено "возглавить работу по созданию Ассоциации адвокатов СССР... демократическим путем выделить в оргкомитет адвокатов, правильно понимающих задачи адвокатуры на современном этапе...".
В результате в конце 80-х - начале 90-х годов после развала СССР как единого государства адвокатура оказалась в удивительной ситуации. С одной стороны, практически рухнули все возможности и рычаги государственного влияния на адвокатуру. С другой стороны, адвокатура оказалась вообще вне сферы правового регулирования, так как Положение об адвокатуре 1980 г. безнадежно устарело, а появившиеся новые сферы правового регулирования (например, налоговое законодательство) оставили адвокатуру и адвокатов вне своего внимания. Сложившаяся в этот период ситуация как нельзя лучше устраивала старые "партийно-государственные" кадры, поставленные государством к управлению коллегиями адвокатов в советские годы. Совершенно естественно, что эти "партийные генералы от адвокатуры" делали все возможное, чтобы предотвратить принятие комментируемого Закона или по крайней мере выхолостить его содержание, направленное на установление подлинной независимости адвокатов.
При разработке и принятии комментируемого Закона, таким образом, законодателю было необходимо решить следующие тесно взаимосвязанные, но тем не менее самостоятельные проблемы:
обеспечить подлинную независимость адвокатуры от государства;
обеспечить реальную самостоятельность адвокатов в рамках адвокатского сообщества;
создать экономическую основу существования адвокатуры как независимого от государства важнейшего института гражданского общества, выполняющего возложенные на него законом публично-правовые функции.
При этом законодатель подчеркнул, что независимость адвокатуры от государства не означает, что с органов государственной власти и местного самоуправления полностью снимается обязанность содействовать развитию этого важного института гражданского общества, деятельность которого в конечном счете обеспечивает публично-правовые интересы. В этой связи Закон возлагает на органы государственной власти обязанность обеспечения гарантий независимости адвокатуры, что прежде всего предполагает исключение вмешательства с их стороны в решение организационных и функциональных вопросов, устранение препятствий в становлении адвокатских организационных образований и деятельности адвокатов, обеспечение безопасности адвокатов и членов их семей и т.д.
Другим важнейшим концептуальным положением Закона является признание основой адвокатуры не старых коллегий адвокатов, статус которых кардинально изменен, а непосредственно адвокатов. Это было особенно необходимо, так как многие "генералы от адвокатуры", исходя из желания сохранить максимальные властные полномочия в отношении адвокатов, до самого последнего времени отстаивали позицию, согласно которой юридическую помощь оказывают не адвокаты, а коллегии адвокатов, с которыми адвокаты состоят в трудовых отношениях.
Решая названные проблемы, законодатель однозначно определил, что адвокатская деятельность осуществляется непосредственно адвокатами, а любые организационно-правовые формы адвокатских образований существуют не более чем для обеспечения деятельности адвокатов.
Одновременно законодатель отказался от недомолвок, окружавших отношения адвокатуры и государства в вопросе оказания бесплатной юридической помощи и ведения дел по назначению. Государство признало, что оно на сегодняшний день и в обозримом будущем не в состоянии принять на себя все необходимые затраты для того, чтобы гарантировать гражданам конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, которое обеспечивается адвокатами по существу "за свой счет".
По далеко не полным данным Министерства юстиции Российской Федерации объем бесплатной помощи и помощи по назначению, предоставляемой населению адвокатами, составляет примерно 36% от общего количества выполняемых ими поручений (эта же цифра по данным адвокатуры гораздо выше).
Остается лишь сожалеть, что такие важные условия успешной деятельности адвокатских образований, особенно в отдаленных районах страны, каковыми являются обеспечение их служебными помещениями, транспортом и средствами связи, в чем согласно комментируемой статье адвокатским образованиям должны помогать органы государственной власти, оказались декларациями, ничем не обеспеченными со стороны государства. Представляется, что, хотя порядок и размеры оказания такой помощи могут определяться на основании пункта "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации как законами субъектов РФ, так и актами их органов исполнительной власти, адвокатура вряд ли может в обозримом будущем рассчитывать на адекватную помощь субъектов РФ.
В этой связи очевидно, что реальное содействие в создании экономической основы функционирования адвокатуры государство на сегодняшний день может оказывать лишь путем установления для адвокатов и адвокатских образований уровня и правил налогообложения.
Противники Закона часто спекулировали тезисом, что адвокатуру "задавили налогами", что "в советское время было лучше", так как в соответствии со статьей 29 "Положения об адвокатуре РСФСР" коллегии адвокатов были освобождены от государственных и местных налогов и сборов. В этой связи хотелось бы напомнить, что в советское время налоговая система как таковая отсутствовала, а перераспределение доходов осуществлялось государством в административно-директивном порядке, а не в соответствии с налоговым законодательством, которое по существу также отсутствовало. Налогом в полном смысле этого слова в то время можно было считать разве что так называемый налог на бездетность <*>, от которого, кстати, адвокаты не освобождались. Одновременно государство устанавливало для адвокатов верхнюю границу ежемесячной заработной платы (в разное время этот предел колебался, но не свыше 330 рублей в месяц), сверх которой адвокат просто не имел права получать даже заработанные им средства.
--------------------------------
<*> Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 ноября 1941 г. с целью стимуляции рождаемости и мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.
После введения в действие Налогового кодекса РФ, устанавливающего систему и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, давно изжившая себя норма Положения об адвокатуре об освобождении коллегий адвокатов от налогов формально утратила свою юридическую силу, как и многие другие нормы налогового права, содержавшиеся в специальных, так называемых неналоговых законах. Однако решение конкретных вопросов налогообложения адвокатов и адвокатских образований не представлялось возможным вне комплексного решения концептуальных вопросов организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности.
При этом, говоря о системе налогообложения адвокатуры, необходимо выделить вопросы налогообложения адвокатов как субъектов осуществления адвокатской деятельности и вопросы налогообложения адвокатских образований и иных некоммерческих организаций, создаваемых в соответствии с комментируемым Законом.
Хотя вопросы налогообложения адвокатской деятельности продолжают дискутироваться в налоговой литературе, правовую основу для их решения исчерпывающе сформулировал Конституционный Суд РФ, который в своем Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П четко раскрыл содержание конституционной природы деятельности адвокатов: "Деятельность, имеющую публично-правовой характер, осуществляют также и адвокаты, на которых возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации.
Публично-правовые задачи обязывают адвокатов... в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность адвокатов... не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. Исходя из этого, недопустимо избранное законодателем регулирование, уравнивающее их с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли, а также не дифференцирующее тарифы страховых взносов в зависимости от получаемого заработка (дохода)" <*>.
--------------------------------
<*> См. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов".
Установив, что законодательное регулирование налогообложения адвокатов должно быть конституционно обоснованным, то есть должно "учитывать конституционную природу деятельности различных категорий самозанятых граждан" <*>, Конституционный Суд РФ, таким образом, определил его как налогообложение не являющейся предпринимательской или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельности самозанятых физических лиц, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера и несущих публично-правовые обязанности.
--------------------------------
<*> См. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П.
Данная позиция Конституционного Суда РФ получила законодательное закрепление в комментируемом Законе и теперь ее необходимо последовательно реализовать в работе по совершенствованию налогового законодательства.
Что касается налогообложения адвокатских образований, то речь идет о налогообложении некоммерческих организаций, создаваемых в организационно-правовых формах и порядке, предусмотренных комментируемым Законом для обеспечения оказания адвокатами юридической помощи.
4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что "каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации". Более нелепую норму Закона представить достаточно трудно, так как, следуя логике ее авторов, далее необходимо перечислить профессии, представителям которых социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией, не гарантируется.
По-видимому, нет необходимости доказывать, что, как и на любых других граждан Российской Федерации, на адвокатов распространяется действие Конституции РФ и адвокат при наличии предусмотренных законом условий имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Очевидно, что данное решение законодателя носит чисто популистский характер и связано с ситуацией, складывавшейся с налогообложением адвокатов и их социальным и пенсионным страхованием. Данная ситуация стала предметом неоднократного рассмотрения Конституционного Суда.
Поводом обращения в Конституционный Суд послужило резкое увеличение размера страхового взноса в Пенсионный фонд РФ, который до 1997 г. был установлен для адвокатов в размере 5% дохода, полученного от их деятельности <*>. Однако в 1997 г. его размер был увеличен до 28% <**>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год".
<**> См. пункт "в" статьи 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год".
Рассматривая данный вопрос, Конституционный Суд РФ постановил признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, "поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются конституционные права граждан" <*>. Обосновывая свое решение, Конституционный Суд РФ, как нам представляется, определил основные критерии правового регулирования налогообложения адвокатов:
--------------------------------
<*> См. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов".
"...при определении размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации законодатель должен учитывать такие конституционные принципы, как принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) и принцип соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям, закрепленным в Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3).
Исходя из этих принципов, обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате страхового взноса в соответствующем размере. Установив в рассматриваемом Федеральном законе для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 1997 год в размере 28% заработка (дохода), то есть увеличив его почти в шесть раз по сравнению с ранее действовавшим тарифом, законодатель нарушил названные конституционные принципы, так как не принял во внимание ни фактическое сходство, ни реальные различия в характере и условиях деятельности этих категорий граждан - плательщиков страховых взносов в сравнении с другими категориями" <*>;
--------------------------------
<*> См. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П.
"...повышение в 1997 году тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении указанных категорий плательщиков носит чрезмерный характер и ставит их в худшее положение по сравнению с такими плательщиками страховых взносов, как лица наемного труда. Тем самым нарушается статья 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий" <*>.
--------------------------------
<*> См. там же.
Выполняя данное решение Конституционного Суда, законодатель пошел на некоторое снижение для адвокатов тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установив их в размере 20,6% и приравняв тем самым адвокатов к индивидуальным предпринимателям <*>. Таким образом, явно проявилась тенденция максимального налогообложения адвокатов без учета социально значимых функций, которые они выполняют.
--------------------------------
<*> См. пункт "в" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год".
Как указывалось выше, Конституционный Суд РФ признал, что "введение тарифа страховых взносов, не эквивалентного получаемым государственным трудовым пенсиям, не учитывает конституционные принципы справедливости и равенства, противоречит принципу законно установленных обязательных платежей, не имеет экономического обоснования и, следовательно, носит произвольный характер" <*>.
--------------------------------
<*> См. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П.
Конституционный Суд РФ указал, что на адвокатов "возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации... Кроме того, деятельность адвокатов... не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли" <*>.
--------------------------------
<*> См. там же.
Исходя из этого, Конституционный Суд РФ сделал вывод о недопустимости законодательного регулирования, уравнивающего адвокатов с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли.
В соответствии с данным решением Конституционного Суда РФ при принятии главы 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог" законодатель установил для адвокатов специальную шкалу ставок налога (максимальная ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по данной шкале для адвокатов составляла 14%, у индивидуальных предпринимателей и иных самозанятых граждан - 19,2%).
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, была снижена для адвокатов до 7% (для иных самозанятых граждан - 9,6%), причем данной норме была придана обратная сила, то есть действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Следует отметить, что с 1 января 2002 г. отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ). Статья 28 данного Закона устанавливает особенности уплаты страховых взносов для адвокатов.
Так, адвокаты уплачивают суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. До утверждения стоимости страхового года с 1 января 2002 г. для адвокатов установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц <*>.
--------------------------------
<*> Во исполнение пункта 4 статьи 28 указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 148 были утверждены "Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа".
В соответствии с нормами действующего законодательства уплата фиксированного платежа производится вне зависимости от наличия или отсутствия, а также размера доходов адвоката в отдельных отчетных периодах. Исходя из изложенного, адвокаты независимо от возраста и наличия у них дохода обязаны до утверждения Правительством РФ стоимости страхового года уплачивать минимальный размер фиксированного платежа в сумме 150 рублей в месяц или 1800 рублей в год.
С учетом того, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлены сроки уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплата его может быть произведена в любое время в течение расчетного периода (календарного года), но не позднее 31 декабря этого года.
При этом страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов (п. 5 статьи 28 указанного Закона).
Установив для адвокатов в качестве размера обязательного платежа минимальную сумму, законодатель одновременно предоставил адвокатам право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа (пункт 3 статьи 29 указанного Закона), тем самым установив обязанность для Пенсионного фонда РФ заключать с адвокатами договоры по добровольному пенсионному страхованию.
Рассматривая вопросы социального страхования адвокатов, следует в первую очередь отметить, что до вступления в силу главы 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты подлежали государственному социальному страхованию наравне с гражданами, работающими по трудовому договору; назначение и выплата им пособий по государственному социальному страхованию производились на общих основаниях, а взносы на государственное социальное страхование адвокатов уплачивались коллегиями адвокатов.
В настоящее время налоговое законодательство освобождает адвокатов (как, впрочем, и иных самозанятых граждан) от уплаты единого социального налога в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. Данное решение законодателя было направлено, с одной стороны, на уменьшение налогового бремени, а с другой стороны, на предоставление адвокатам (иным самозанятым гражданам) возможности самостоятельно принимать решения по вопросам направления получаемых ими доходов на социальное страхование или на иные цели.
Однако Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установил, что получение социального обеспечения в виде государственных пособий на случай болезни, временной нетрудоспособности, по материнству и в иных предусмотренных законом случаях возможно только при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. Поскольку указанным Законом не была предусмотрена возможность вступать в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию с Фондом социального страхования РФ, адвокаты оказались фактически лишены конституционного права на социальное обеспечение по временной нетрудоспособности, материнству и т.п., что особенно затрагивало интересы адвокатов с низким уровнем доходов.
Возникшая проблема стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
В ряде своих Определений от 7 февраля 2003 г. по нескольким идентичным жалобам адвокатов Конституционный Суд отметил, что, "исключив адвокатов из числа плательщиков единого социального налога в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, законодатель, исходя из принципа всеобщности конституционного права на социальное обеспечение и ответственности государства за соблюдение и защиту данного права, был обязан одновременно установить для этой категории граждан иное правовое регулирование, с тем чтобы освобождение от обязанности уплачивать взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не приводило к лишению их в случаях временной нетрудоспособности и рождения детей возможности пользоваться государственными гарантиями социальной защиты, предоставляемыми гражданам по системе обязательного социального страхования. Однако такое регулирование своевременно осуществлено не было, при том что Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации, было гарантировано каждому адвокату (пункт 4 статьи 3).
Этот пробел восполнен в Федеральном законе от 31 декабря 2002 г. "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", который вступил в силу с 1 января 2003 г. Согласно части третьей его статьи 3 адвокаты вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу 3,5% налоговой базы (определяемой для них в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) и в порядке, установленном частью четвертой той же статьи.
Таким образом, в настоящее время адвокаты самостоятельно решают вопрос о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <*>.
--------------------------------
<*> Ряд Определений Конституционного Суда (N 65-О - 70-О) от 7 февраля 2003 г.
При этом право на получение пособий адвокаты приобретают при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в течение шести месяцев.
Что касается социального страхования самозанятых граждан в переходный период от старого правового регулирования к новому, Конституционный Суд РФ справедливо отметил, что решение этого вопроса "составляет исключительную компетенцию законодателя, который вправе как предусмотреть особые механизмы компенсации для такого рода переходных ситуаций, так и исходить из существующего, основанного на Конституции Российской Федерации порядка восстановления нарушенных прав" <*>.
--------------------------------
<*> Там же.
Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 144 были утверждены "Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно утвержденному порядку уплаты страховых взносов адвокаты, изъявившие желание добровольно вступить в отношения по обязательному социальному страхованию, представляют в региональные отделения Фонда социального страхования по месту жительства заявление о добровольном вступлении в отношения по обязательному социальному страхованию. Регистрация адвокатов осуществляется в региональных отделениях Фонда социального страхования. При этом Фонд социального страхования не вправе отказать адвокату в регистрации. Уплата страховых взносов производится адвокатами ежеквартально, начиная с месяца подачи заявления, путем безналичных расчетов или путем внесения наличных денежных средств (либо их почтовым переводом) на единый централизованный банковский счет Фонда социального страхования. Также утверждена форма отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей <*>.
--------------------------------
<*> См. Постановление ФСС РФ от 25 апреля 2003 г. N 46 "Об утверждении формы отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4А ФСС РФ)".
К добровольным правоотношениям адвокатов с Фондом социального страхования РФ по обязательному социальному страхованию применяются общие правила страхования, в том числе при неуплате адвокатами-страхователями задолженности по страховым взносам в установленный срок Фонд социального страхования РФ принимает решение о прекращении добровольных отношений по обязательному социальному страхованию с месяца, следующего за последним месяцем квартала, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает (в письменной форме) адвокатам-страхователям.
Следует также обратить внимание на то, что страховые взносы, уплачиваемые адвокатами на социальное страхование в добровольном порядке, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, так как не являются частью единого социального налога, уменьшающего налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Необходимо отметить, что указанное Постановление Правительства не уточняет порядок исчисления самих страховых взносов, а содержит бланкетную отсылку лишь к порядку определения налоговой базы по единому социальному налогу. Подобное решение представляется ошибочным, так как приводит к несоразмерному увеличению размера страховых взносов адвокатов, которые должны в этом случае уплачиваться, исходя из налоговой базы по единому социальному налогу, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода, без зачета сумм страховых взносов, уплаченных ранее. Очевидно, что в этой части Постановление Правительства нуждается в корректировке.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 3. Адвокатура и государство. 1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вернутся в раздел Комментарии к законам