В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.
Комментарий к статье 3
1. В данной статье законодатель определяет содержание частной детективной и охранной деятельности, одна из составляющих которых заключается в осуществлении сыска, а другая - в предоставлении услуг по охране. На основании ст. 17 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частные детективы и частные детективные предприятия, осуществляющие сыскную деятельность, должны иметь лицензию специально установленной формы.
2. В целях проведения сыска частным детективам и объединениям частных детективных предприятий разрешается осуществлять сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. Под договорной основой в данном случае нужно понимать следующее: частный детектив или лицо, состоящее в частном детективном предприятии, может осуществлять сбор сведений по гражданским делам на основании договора об оказании детективных услуг, заключенного в соответствии с требованиями ст. 9 комментируемого Закона.
В соответствии с процессуальным законодательством гражданские дела могут рассматриваться в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. Статья 34 ГПК РФ относит к лицам, участвующим в деле, стороны, третьих лиц, прокурора, лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, органы государственной власти и органы местного самоуправления, вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявителей и других заинтересованных лиц по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений. В статье 40 АПК РФ установлен аналогичный перечень участников процесса применительно к делам, рассматриваемым в порядке арбитражного судопроизводства.
Следует отметить, что в теории гражданского процесса субъекты процессуальных отношений делят на три основные группы: суд; лица, участвующие в деле (ст. 34 ГПК РФ, ст. 40 АПК РФ); лица, содействующие осуществлению правосудия.
Суд как орган государственной власти осуществляет правосудие по гражданским делам на основе исследования и оценки представленных сторонами или истребованных судом доказательств. При этом под судебными доказательствами понимаются фактические данные (сведения), обладающие свойством относимости и имеющие значение для правильного разрешения дела, выраженные в предусмотренной законом процессуальной форме, полученные и исследованные в строго установленном процессуальным законом порядке. Таким образом, суд собирает сведения, имеющие значение для дела, исключительно на основании и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, и, соответственно, не может быть субъектом договорных отношений с частным детективом по сбору сведений по рассматриваемому гражданскому делу. Однако не исключается участие частного детектива в качестве свидетеля об обстоятельствах, имеющих значение для дела, которые стали ему известны в результате осуществления сыскной деятельности по договору с одним из лиц, участвующих в деле. В статье 69 ГПК РФ частный детектив не указан в перечне лиц, которые не могут выступать в качестве свидетелей или могут отказаться от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, ставших им известными в связи с профессиональной деятельностью.
Основными потенциальными клиентами частного детектива в связи со сбором сведений по гражданским делам являются лица, участвующие в деле. Таковые лица в теории гражданского процесса делятся на две группы.
К первой относятся лица, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов: стороны (истец и ответчик), третьи лица (заявляющие самостоятельные требования на предмет иска и не заявляющие самостоятельные требования на предмет иска).
Право сторон собирать дополнительные сведения по гражданскому делу, которые могут в дальнейшем выступать в роли доказательств, является важнейшей гарантией принципа состязательности гражданского и арбитражного процесса, обеспечивающей всестороннее и полное исследование судом имеющих значение для дела фактических обстоятельств. Поэтому стороны вполне могут заключить договор об оказании детективных услуг с частным детективом или частным детективным предприятием. Следует отметить, что помимо физических или юридических лиц стороной могут быть и орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые при определенных условиях также могут заключить договор с частным детективом для сбора сведений по гражданскому делу. Собранные детективом сведения при условии соблюдения правил допустимости и относимости могут в дальнейшем служить доказательствами. Так, в соответствии с гл. 6 ГПК РФ и гл. 7 АПК РФ в качестве доказательств, в частности, допускаются письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи. При условии, если сведения, которые содержатся в данных доказательствах, были собраны детективом с соблюдением конституционных прав неприкосновенности жилища, прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и телефонных переговоров и т.д. и с соблюдением ограничений деятельности частного детектива, установленных в ст. 7 комментируемого Закона, то они могут выступать в качестве надлежащих доказательств по гражданскому делу. Так, например, согласно ст. 77 ГПК РФ лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе, обязано указать, когда, кем и в каких условиях они осуществлялись.
Ко второй группе лиц, участвующих в деле, относятся лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов: прокурор, органы государственной власти и органы местного самоуправления, вступающие в процесс по собственной инициативе или по инициативе других лиц для дачи заключения; лица, обращающиеся в суд в защиту прав и законных интересов других лиц. Прокурор как должностное лицо, участвующее в гражданском процессе, в силу особенностей своего положения не будет являться субъектом договорных отношений с частным детективом. Однако не исключено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые обращаются в суд за защитой неопределенного круга лиц, могут в определенных случаях заключить договор с частным детективом для сбора сведений, имеющих значение для дела.
К третьей группе лиц, участвующих в деле, относятся участники процесса, содействующие нормальному осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, переводчики, представители общественности и судебные представители). Судебные представители - это лица, которые на основании предоставленных им полномочий выступают в суде от имени представляемого с целью оказания ему помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания содействия в отправлении правосудия по гражданским делам. Таким образом, договор с детективным агентством может быть заключен и адвокатом, который, как правило, выступает в качестве судебного представителя.
3. В рамках сыскной деятельности детективы могут осуществлять изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. Указанное направление сыскной деятельности связано со сбором информации о субъекте потенциальных или уже заключенных сделок, предмете этих сделок, условиях их совершения и иных обстоятельствах, имеющих значение для предупреждения возможных негативных экономических или юридических последствий в сфере финансово-хозяйственной деятельности организации, заключившей договор на оказание детективных услуг.
В принципе любая организация, коммерческая или некоммерческая, при совершении сделок постоянно подвержена риску быть дезинформированной о субъекте сделки, его реальных намерениях и условиях совершения сделки. Соответственно, чтобы этого не случилось, на этапе преддоговорной работы необходимо тщательно изучить коммерческую биографию партнера, его экономическую состоятельность, добросовестность, авторитет и другие факторы деятельности, которые могут повлиять на ту или иную сторону предполагаемых правоотношений. Если у организации нет собственной службы безопасности, но она заинтересована в качественной и профессиональной проверке данных обстоятельств, то оптимальным решением будет заключение договора с частным детективным предприятием.
Следует отметить, что изучение рынка, которое также включено комментируемой статьей в направление сыскной деятельности, не предполагает исследование рынка в смысле маркетинга. "Маркетинговая информация" позволяет руководству фирмы оценить, соответствуют ли результаты ее текущей деятельности запланированным целям; оказывают ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имело ли место изменение системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии и т.д.
Изучение же рынка частным детективом предполагает сбор информации об участниках рынка конкретного товара, по поводу которого будет заключаться или уже заключена сделка, об особенностях реализации данного товара на конкретной территории и связанные с этим возможные неблагоприятные последствия для фирмы. Таким образом, "информация частного детектива" по поводу изучения рынка в отличие от маркетинговой информации предполагает более конкретный характер, связанный с изучением индивидуальных особенностей участников и условий их деятельности на рынке конкретного товара с целью предупреждения дезинформации организации о реальных обстоятельствах, с учетом которых будет заключаться и исполняться сделка с потенциальными партнерами.
Сбор сведений для деловых переговоров и выявление ненадежных партнеров по бизнесу также преследует цель обезопасить руководство организации, с которой заключен договор на оказание детективных услуг, от перспективы претерпеть неблагоприятные экономические или юридические последствия в результате недобросовестных действий контрагентов по сделке либо каких-либо органов исполнительной власти в лице конкретных чиновников, контролирующих деятельность организации-клиента или ее партнера.
4. Важным направлением сыскной деятельности является установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.
Порядок и условия использования в предпринимательской деятельности товарных знаков, знаков обслуживания, наименования места происхождения товара определены в Законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках). Согласно ст. 1 указанного Закона товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Право на зарегистрированный товарный знак охраняется законом. Правообладатель вправе запрещать использование товарного знака другим лицам. При этом никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения правообладателя.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях к продаже товаров;
в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Возможностей конкретной организации для выявления фактов неправомерного использования товарного знака, знаков обслуживания не всегда бывает достаточно, и по этой причине может быть заключен договор на оказание детективных услуг. Аналогичный договор может быть заключен для выявления фактов неправомерного использования наименования мест происхождения товара, условия правовой охраны которого регулируются гл. 7 - 10 Закона о товарных знаках.
Правовой охране подлежит и фирменное наименование организации. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
При этом лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Случаи неправомерного использования фирменного наименования также могут быть выявлены и установлены частным детективом по договору с правообладателем. Однако следует иметь в виду, что на данном этапе в РФ нет отдельного закона, который бы определял понятие, условия охраны и порядок защиты фирменного наименования юридического лица. Пока есть только законопроект, который рассматривается в Государственной Думе РФ.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 (ред. от 9 октября 2002 г.) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
В частности, на основании ст. 10 названного Закона к недобросовестной конкуренции относятся:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ (ред. от 30 декабря 2001 г.) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" к недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг относит действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.
Выявление фактов недобросовестной конкуренции также может быть предметом договора между детективным предприятием и коммерческой организацией.
В соответствии со ст. 139 ГК РФ под коммерческой тайной понимается информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
В условиях жесткой конкурентной борьбы каждая организация стремится к сохранению в тайне любой информации, дающей ей дополнительные преимущества на рынке соответствующих товаров, работ, услуг. В принципе, предметный характер такой информации никак не ограничен: информация может быть технической, экономической, организационной, управленческой.
Следует отметить, что в законодательстве РФ нет какого-либо исчерпывающего Перечня основных объектов коммерческой тайны. Однако при отнесении того или иного объекта к разряду коммерческой тайны необходимо исходить из следующих нормативно-правовых актов: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (ред. от 3 октября 2002 г. N 731).
Для выявления фактов неправомерного раскрытия партнерами, работниками либо иными лицами коммерческой тайны организации может быть заключен договор на оказание детективных услуг.
5. По договору с заинтересованной коммерческой либо некоммерческой организацией детективы также могут выяснять биографические и другие характеризующие личность данные об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов.
Раздел 3 Трудового кодекса РФ, устанавливающий общие требования к заключению, изменению и прекращению трудового договора, вводит понятие персональных данных работника.
Информация о работнике - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни работника, позволяющие идентифицировать его личность.
Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, которые работник обязан предъявить при заключении трудового договора (трудовая книжка, страховое свидетельство, документ об образовании и т.д.). Для некоторых категорий работников законодательством предусмотрено предоставление дополнительных документов. Работодатель часто может быть заинтересован в проверке некоторых сведений о потенциальном работнике, которые позволят сделать вывод о его надежности в смысле профессиональной пригодности и при решении вопроса о доступе к служебной тайне. В этом случае можно воспользоваться услугами детектива, но при этом необходимо соблюдать требования законодательства к сбору и обработке сведений о работнике.
Так, согласно п. 2 ст. 86 ТК РФ при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами. При этом все персональные данные работника следует получать у него самого.
Если же персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то на основании п. 3 ст. 86 ТК РФ работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
При этом работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. Соответственно, выяснение этих данных не может быть предметом договора об оказании детективных услуг. На основании ст. 24 Конституции РФ в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия.
Также работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В частности, детективы могут выяснить важную информацию о потенциальном работнике, а именно - было ли применено к лицу в качестве меры уголовного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение определенного срока (от 1 года до 5 лет). Соответственно, указанные лица не могут быть приняты на работу, связанную с замещением таких должностей или осуществлением такой деятельности в течение срока, определенного приговором суда.
Относительно некоторых видов работ существуют конкретные ограничения. Например, к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (ч. 2 ст. 53 Закона об образовании).
Как и в отношении с юридическими лицами, при заключении гражданско-правового договора с физическим лицом организация может быть заинтересована в тщательном изучении коммерческой биографии партнера, его благонадежности, экономической состоятельности, добросовестности и других факторах деятельности, определяющих принятие решения о заключении договора с конкретным лицом и влияющих на обеспечение безопасности хозяйственной деятельности организации.
6. Согласно п. п. 5 и 6 ч. 2 комментируемой статьи к видам частной детективной деятельности относится осуществление поиска без вести пропавших граждан либо поиска утраченного физическими или юридическими лицами имущества.
Указанные виды частной детективной деятельности аналогичны отдельным направлениям деятельности, которые осуществляют органы дознания в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Однако поиск граждан и имущества, которым занимается частный детектив, имеет при формальном сходстве существенное отличие от поиска без вести пропавших и утраченного имущества, который осуществляется органами внутренних дел и иными уполномоченными органами.
Как уже упоминалось (см. комментарий к ст. 1), деятельность частных детективов носит частноправовой характер, осуществляется на основе договора, предполагает возмездность, требует наличие лицензии. При этом физические или юридические лица, которые занимаются детективной деятельностью, должны обладать статусом частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, который на основании настоящего Закона и изданных в соответствии с ним подзаконных нормативных актов определяет объем прав и обязанностей, основания и условия осуществления детективной деятельности, ограничения, которые необходимо соблюдать.
Деятельность же уполномоченных органов, также осуществляющих розыск без вести пропавших и утраченного имущества, носит публично-правовой характер, имеет своей целью не получение вознаграждения, а обеспечение правопорядка в обществе и государстве, финансируется за счет бюджетных источников. Соответственно, Закон о частной и детективной деятельности не распространяется на деятельность правоохранительных органов, а статус, права и обязанности работников данных органов определяются иными законами (Закон РФ "О милиции", Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ", Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Ряд норм комментируемого Закона четко отграничивают детективную деятельность от правоохранительной деятельности. Так, в ст. 1 Закона установлено, что на граждан, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. При этом граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. В статье 7 Закона установлено, что частный детектив не может выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов. Также в случае, если детективу стало известно о факте готовящегося или совершенного преступления, он обязан сообщить об этом правоохранительным органам.
Тем не менее, следует обратить внимание, что законодатель не исключает возможность оказания предприятиями, осуществляющими частную детективную деятельность, содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе и на договорной основе (ч. 4 комментируемой статьи).
В статье 5 комментируемого Закона определены виды действий, которые вправе совершать частный детектив при осуществлении розыска без вести пропавших либо утраченного имущества.
7. Сбор сведений по уголовным делам аналогичен порядку, предусмотренному для сбора сведений по гражданским делам. Единственным исключением и обязательным условием для данной категории дел является то, что частный детектив, осуществляющий сбор сведений по уголовным делам, обязан в течение суток с момента заключения договора с клиентом на сбор таких сведений письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
8. При оказании охранных услуг, так же как и в случае осуществления сыскной деятельности, частными охранниками или частными охранными предприятиями должны соблюдаться правила и порядок лицензирования данного вида деятельности. Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) обязательному лицензированию подлежит негосударственная (частная) охранная деятельность. Постановлением Правительства от 14 августа 2002 г. N 600 утверждено Положение о лицензировании негосударственной частной охранной деятельности.
В части 3 комментируемой статьи указаны виды охранных услуг. При этом следует обратить внимание, что на основании ст. 11 Закона уполномоченным субъектом по оказанию охранных услуг может быть только юридическое лицо, специально учрежденное как частное охранное предприятие. Охранно-сыскные подразделения, созданные в порядке ст. 14 Закона на предприятиях, могут оказывать охранные услуги только в отношении своей организации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
В целях осуществления охраны частным охранным предприятиям и охранно-сыскным подразделениям разрешается оказывать услуги по охране и защите жизни и здоровья граждан. Между сторонами заключается возмездный договор, на основании которого сторона, осуществляющая частную охранную деятельность, принимает на себя обязательства по охране жизни и здоровья своего клиента, а другая сторона, в свою очередь, обязуется оплатить оказываемые услуги. Порядок и условия осуществления данной услуги определяются сторонами самостоятельно.
Также разрешается осуществлять деятельность, связанную с охраной имущества собственников. Имущество может являться как движимым, так и недвижимым. Если имущество движимое и подлежит транспортировке или перемещению, то лицам, оказывающим данную охранную услугу, разрешается сопровождение охраняемого объекта.
В отдельный вид охранных услуг Закон выделяет консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Данный вид услуги предполагает выдачу клиенту заключения о степени надежности системы имеющейся у него охраны с точки зрения его личной безопасности либо безопасности его имущества и выдачу рекомендаций о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности. При этом консультирование может касаться как в целом всей системы охраны, включающей в себя вопросы защиты жизни и здоровья клиента, работников организации, всего имущественного комплекса организации или физического лица, так и выдачу рекомендаций по вопросу обеспечения надежной охраны жизни и здоровья, имущества при совершении конкретной операции (например, транспортировка груза, поездка сотрудников в командировку, связанную с потенциальным риском, и т.д.).
Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации также отнесены к видам охранных услуг. При оказании таких услуг следует иметь в виду, что согласно ст. 17 Закона N 128-ФЗ выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373 (ред. от 3 октября 2002 г.) утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно данному Положению производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, молниезащиты, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, охранному предприятию или охранно-сыскному подразделению на предприятии для оказания услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации требуется получить лицензию. При этом у предприятия при условии оказания иных охранных услуг будет две лицензии: одна - разрешающая негосударственную (частную) охранную деятельность, другая - разрешающая проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
Частные охранные предприятия и охранно-сыскные подразделения в рамках охранной деятельности могут обеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий. Им также предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе и на договорной основе.
9. В части 5 комментируемой статьи установлен запрет на осуществление указанных видов сыскной и охранной деятельности юридическими и физическими лицами, не имеющими правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия, получение которого связано с наличием лицензии и соответствием осуществляемой деятельности требованиям настоящего Закона, а также лицензионным требованиям и условиям.
Статья 21 Закона содержит норму о наступлении ответственности в соответствии с законодательством РФ за осуществление незаконной сыскной или охранной деятельности.
Таким образом, осуществление видов деятельности и оказание услуг, перечисленных в ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", возможно лишь в том случае, если четко определен правовой статус юридического или физического лица и имеется лицензия, дающая право на занятие той или иной деятельностью.
Раздел II. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
Вернутся в раздел Комментарии к законам