Комментарии к законам

Статья 8. Заключительные положения. Комментарий к статье 8



Комментируемая статья посвящена порядку вступления настоящего Закона в силу и устанавливает, что настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Так, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ законодательно закрепляет универсальную для всех субъектов права обязанность соблюдать Конституцию РФ и иные нормативно-правовые акты. Она возлагается также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Понятие "соблюдение", используемое в настоящей статье, выходит за рамки сложившегося в теории понимания соблюдения, которое выражается в том, что субъекты права сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Соблюдение в конституционном смысле характеризуется не только пассивным поведением субъекта, несовершением им запрещаемых Конституцией действий. Оно включает также активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение ее целей, и в этом смысле совпадает с понятием выполнения конституционных норм.
В Конституции РФ удельный вес запретов как способов регулирования поведения граждан незначителен. Однако запреты широко используются Конституцией для нормирования деятельности государства как субъекта конституционно-правовых отношений. В этом случае запреты обращены не только к законодателю в смысле запрета издавать те или иные законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции, но и к органам исполнительной и судебной власти, любому правоприменителю, обязанному применять закон с соблюдением предусмотренных Конституцией условий и с учетом установленной ею иерархии ценностей. Государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы <*>. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в РФ закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.
--------------------------------
<*> Социально-правовая природа судебной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Право. Вып. 1. Н. Новгород, 1998. С. 162 - 169.
------------------------------------------------------------------

Федеральный закон от 07.03.1996 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" говорится, что Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" утверждена новая редакция Закона "Об акцизах", которая вступила в силу с 1 февраля 1996 г. В прежней редакции Закона "Об акцизах" содержалась норма, предусматривавшая освобождение от обложения акцизами товаров, ввозимых из стран Содружества Независимых Государств.
Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Согласно налоговому законодательству субъектами, в обязанность которых входит платить налоги и сборы, являются как физические, так и юридические лица. Возлагая на налогоплательщиков эти обязанности, государство вместе с тем гарантирует им и защиту от незаконных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, предусматривающей также, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются.
Исходя из этого конституционного требования, законодатель в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изм. и доп. от 22 октября 1999 г.) определил общие правила вступления законов в силу. В соответствии с ними на территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. По смыслу Конституции РФ и названного Федерального закона общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Вместе с тем Конституция РФ содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ст. ст. 54 и 57 Конституции РФ. Положение ст. 57 Конституции РФ, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу.
При определении этого "другого порядка" законодатель, однако, связан требованиями ст. 57 Конституции РФ. Статья 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" распространила ч. 2 п. 7 ст. 5 Федерального закона "Об акцизах" на отношения, возникшие до истечения десяти дней с момента его официального опубликования, т.е. придала этой норме обратную силу. Тем самым с 01.02.1996 г. были введены акцизы по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, которые ранее акцизами не облагались, что ухудшает положение налогоплательщиков и явно нарушает ст. 57 Конституции РФ.
Негативные последствия придания Закону обратной силы связаны также с недифференцированным его применением таможенными органами без учета требований названной конституционной нормы. Согласно ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон от 07.03.1996 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". 11 марта 1996 г., день, которым датирован выпуск Собрания законодательства Российской Федерации с текстом Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании Закона его адресатами.
Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". В "Российской газете" оспариваемый Федеральный закон был опубликован 13 марта 1996 г. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования. Следовательно, данный Закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 г., когда истекает десятидневный срок с момента его опубликования. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 71, 72, 74, 75, 100 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд РФ постановил признать не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 57, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" по содержанию норм и по порядку введения в действие в части, устанавливающей с 1 февраля 1996 г. акцизы на товары, указанные в ч. 2 п. 7 ст. 5 Федерального закона "Об акцизах".
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Статья четвертая этого Закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. При этом применительно к Собранию законодательства Российской Федерации правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме <*>.
--------------------------------
<*> Конституционно-правовая природа судебной власти // Российское право в период социальных реформ. Вып. 2. Материалы конференции аспирантов и молодых ученых-юристов. Н. Новгород, 1998. С. 34 - 36.
В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона. Международные договоры, в которых участвует РФ, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации. По истечении 10 дней после дня первой официальной публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе.
Так, комментируемый Закон был принят Государственной Думой 11 апреля 2001 г., одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г., подписан Президентом РФ 30 мая 2001 г. Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 1 июня 2001 г. N 99, в "Российской газете" от 2 июня 2001 г. N 105, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23, ст. 2288. Таким образом, датой официального опубликования комментируемого Закона является дата первого его обнародования в "Парламентской газете" от 1 июня 2001 г. N 99. Комментируемый Закон вступил в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования, т.е. 11 июня 2001 г. Арбитражные заседатели, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ до вступления в силу комментируемого Закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня вступления в силу комментируемого Закона, дабы арбитражные суды, торгово-промышленные палаты, ассоциации и объединения предпринимателей, иные общественные и профессиональные объединения имели время для проведения работы по формированию корпуса арбитражных заседателей уже в соответствии с требованиями нового законодательства. По истечении шестимесячного срока полномочия арбитражных заседателей считаются прекращенными, если арбитражные заседатели не были утверждены в порядке, предусмотренном ст. 3 комментируемого Закона. Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Конституция и Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания РФ.
С учетом распространенной в прошлом практики издания секретных нормативных правовых актов, которыми ограничивались или нарушались в иной форме права и свободы граждан, специально оговаривается, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данный запрет, таким образом, распространяется не на любые правовые акты, а на нормативные правовые акты как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. суд пришел к выводу, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ "уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ". Содержащаяся в ст. 15 Конституции РФ гарантия распространяется не только на конституционные, но и на иные права, свободы и обязанности граждан и иных физических лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Российской Федерации, на которых в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ распространяется национальный режим и которые пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданам РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. При этом не имеет значения, осуществляются права, свободы и обязанности человека и гражданина индивидуально или коллективно.
Правоприменителю, к которому обращен данный конституционный запрет, необходимо иметь в виду, что к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности, можно, например, отнести акты, нарушающие права и свободы человека и гражданина, препятствующие осуществлению индивидом своих прав и свобод, возлагающие на гражданина дополнительные обязанности или устанавливающие ответственность за деяния, считавшиеся до этого правомерными. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ также публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и "Российской газете". Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, а затем официально публикуются в "Российской газете". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат не только официальному опубликованию, но в названном выше случае и особой государственной регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы.
Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских правоотношениях должна быть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных нормативных актов.
Необходимо учитывать, что до 1994 г. Законы РСФСР, а затем Российской Федерации официально публиковались в "Ведомостях Верховного Совета РСФСР", "Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", "Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ", а также в "Российской газете". Указы Президента РФ в данный период официально публиковались сначала в названных "Ведомостях", а в 1992 - 1993 гг. - в "Собрании актов Президента и Правительства РФ" и также в "Российской газете". Правительственные постановления в это время официально публиковались в "Собрании постановлений Правительства РСФСР", затем - в указанном "Собрании актов" <*>.
--------------------------------
<*> Конституционно-правовые аспекты права на справедливое судебное разбирательство // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: проблемы реализации в России. Материалы международного семинара. Т. II. Н. Новгород, 1999. С. 19 - 27.
В связи с сохранением действия на российской территории ряда актов бывшего Союза ССР (или их отдельных разделов и норм) возникает необходимость использовать их официальный текст, а также определить момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов Союза ССР и актов, имеющих силу закона, проводилась в "Ведомостях Верховного Совета СССР", а также в газете "Известия"; постановлений Совета Министров СССР - в "Собрании постановлений Правительства СССР"; актов министерств и ведомств СССР - в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР". Конституция иначе, чем это было в ранее действовавшем законодательстве, решает проблему соотношения правовой системы РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ: они являются составной частью правовой системы России. В широком социально-правовом плане это означает, что в основе правовой государственности в РФ лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Конституционный строй России служит преодолению во многом искусственной изоляции страны, обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права.
В более конкретном юридическом плане из конституционных установлений вытекают следующие выводы:
во-первых, констатируется, что общепризнанные принципы и нормы международного права в принципе не противоречат Конституции и нормативным правовым актам, составляющим правовую систему Российской Федерации;
во-вторых, Конституция идет значительно дальше в признании приоритета международных договоров РФ перед нормами национального законодательства, поскольку в случае коллизии между ними предпочтение отдается международному договору;
в-третьих, правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных дел, а физические и юридические лица, другие субъекты вправе прибегать к нормам международного права, обязательным для Российской Федерации, в целях защиты своих прав.
В ст. 15 Конституции РФ, однако, не содержится определения общепризнанных принципов и норм международного права. В связи с этим следует иметь в виду, что эти принципы и нормы должны быть признаны таковыми РФ; без подобного признания они не могут считаться частью ее правовой системы, порождающей для государства в целом, его органов и должностных лиц юридические обязательства.
Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются: международные конвенции - как общие, так и специальные; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Последнее имеет существенное значение и в процессе правоприменения. Научный спор о соотношении закона и права, "общих принципов права, признаваемых цивилизованными народами", перенесенный в практику деятельности правоприменительных органов, способен стать источником многих потрясений, если не учитывать, что "общие принципы права" действительно занимают доминирующее положение и должны учитываться при разрешении конституционных и иных юридических споров, в том числе споров между индивидом и государством в той мере, в какой они получили признание и закрепление в Конституции. Конституция является способом и юридической формой такого признания. Недопустимо, ссылаясь на общие принципы права, обходить Конституцию и закон, поскольку это привело бы к размыванию конституционных функций и лишало бы Конституцию рационализирующего и стабилизирующего воздействия на организацию и функционирование государственно-организованного общества <*>.
--------------------------------
<*> Пятый периодический доклад РФ "О принимаемых мерах и прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в международном пакте о гражданских и политических правах" // МИД РФ департамента информации и печати. 2004.
Отсюда также следует, что признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы РФ не превращает их в масштаб оценки законов и иных правовых актов, принимаемых в РФ. Таким масштабом всегда остается Конституция. К правовой системе РФ отнесены и международные договоры, а именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а также договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником Союза ССР. При этом международные договоры имеют преимущество перед законами: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Представляется, что термин "закон" в данном случае требует расширительного истолкования: если международный договор обладает преимуществом перед законом, то тем более - перед иными нормативными правовыми актами. Речь далее идет о законах как федеральных, так и субъектов РФ. При этом, однако, федеральные органы государственной власти не должны заключать договоры по вопросам, которые находятся в исключительном ведении субъектов Российской Федерации.
Существенный практический интерес имеет вопрос о том, как должна разрешаться коллизия между международным договором РФ и Конституцией, если таковая возникает. Представляется, что в этом случае действует правило о высшей юридической силе Конституции, ибо международные договоры являются составной частью правовой системы государства, а в рамках этой системы нет актов, которые по своей юридической силе стояли бы выше Конституции. В связи с этим в ст. 22 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке. А согласно ст. 15 этого Закона к числу договоров, подлежащих обязательной ратификации, отнесены международные договоры РФ, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
В связи с этим последним положением возможны следующие выводы: органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции; в случае противоречия международного договора федеральному закону такой договор вступает в силу только после его ратификации федеральным парламентом в форме закона; противоречие между международным договором и внутренним законодательным актом не влечет автоматического признания ничтожности последнего. Этот акт лишь не применяется в целом или в части, противоречащей договору, хотя и продолжает действовать.
Следовательно, для юридической дисквалификации этого акта или его части необходимо соблюдение обычной конституционной процедуры: нужно отменить этот акт управомоченным на то органом или признать его неконституционным решением Конституционного Суда РФ, что влечет утрату этим актом юридической силы.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
30 мая 2001 года
N 70-ФЗ
БИБЛИОГРАФИЯ
Список нормативных актов
1. Декларация "О государственном суверенитете Российской Федерации" от 12 июня 1990 г.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.).
5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.).
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.).
8. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.).
9. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.).
11. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.).
11. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.).
Список литературы
1. Доклад "Сутяжник" о нарушениях прав человека в Свердловской области в 2003 г. / Под общей редакцией А.В. Деменевой, С.И. Беляева. Екатеринбург: ИА "Сутяжник-Пресс", 2004.
2. Об основных результатах деятельности Арбитражного суда Республики Хакасия в 2003 г. и задачах на 2004 год (выступление на конференции судей Республики Хакасия 26.02.2004 г. в п. Тесь Минусинского района).
3. Андреева Т.. Разрешите представить - новый процессуальный кодекс. АКДИ. Экономика и жизнь, 2004 г.
4. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972.
5. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. М.: Юристъ, 2000.
6. Фархтдинов Я.Ф.. Конституция Российской Федерации - источник гражданского процессуального права / Вестник ТИСБИ. Выпуск N 3. 2000.
7. Жуйков В. М. Судебная защита прав граждан юридических лиц. М., 1997.
8. Советский гражданский процесс. М.: Изд. МГУ, 1979.
9. Гражданский процесс / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1993.
10. Ярков В. Судебная реформа в сфере гражданской юрисдикции // Хозяйство и право. 1997. N 3.
11. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. С. 194 - 195; Жилин Г. Защита прав человека в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 1998. N 1.
12. Арбитражный процесс / Под ред. Р.Е. Гукасяна, В.Ф. Тараненко. М., 1996. С. 7 - 10; Арбитражный процесс / Под ред. В.В. Яркова. М., 1998.
13. Дриль Д. Учреждения для душевнобольных, совершающих преступления, и для преступников, впадающих в душевную болезнь // Юридический вестник. 1891. Том XII. Кн. III.
14. Мокринский С.П. Медицина в ее конфликтах с уголовным правом. СПб.: Сенатская тип., 1914.
15. Сербский В. Законодательство о душевнобольных // Журнал невропатологии и психологии. 1905. Кн. 5.
16. Лесницкая Л.Ф., Клейн Н.И. Концепция развития гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства // Правовая реформа: Концепция развития законодательства. М., 1995.
17. Шакарян М.С. Защита прав человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства // Общая теория прав человека. М., 1996.
18. Арбитражный процесс в СССР. М.: Изд. МГУ, 1983.
19. Яковлев В.Ф. Нам следует сохранить сложившуюся судебную систему // Российская юстиция. 2001. N 1.
20. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. N 569-СФ "О парламентских слушаниях "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 января 1999 г. N 1.
21. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. М.: Юристъ, 2000.
22. Клеандров М.И. О совершенствовании правового статуса судебных заседателей // Российский юридический журнал. 1999. N 3.
23. Клеандров М.И. Правовой статус судебных заседателей: проблемы становления и развития // Вестник ТюмГУ. 1999. N 2.
24. Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы. Тюмень: Изд. ТюмГУ. 1999.
25. Кодекс чести судьи Российской Федерации // Законность. 1994. N 2.
26. Палеев М.С., Пашин С.А., Савицкий В.М. Закон о статусе судей в РФ. Научно-практический комментарий. М., 1994.
27. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М.: Изд. "БЕК", 1996.
28. Справочник "Социально-экономические проблемы России". ФИПЭР, 1999.
29. Всероссийское демократическое совещание, второе заседание "Решение о судебно-правовой реформе", 03.12.2001 г.
30. Марков И.И. О принципах отправления правосудия. 2003.
31. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. проф. Божьева В.П. Изд. "Спарк", 1997.
32. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Изд. "Зерцало", 1997.
33. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. проф. Лазарева В.В. 1997.
34. Социально-правовая природа судебной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Право. Вып. 1. Н. Новгород, 1998.
35. Конституционно-правовая природа судебной власти // Российское право в период социальных реформ. Вып. 2. Материалы конференции аспирантов и молодых ученых-юристов. Н. Новгород, 1998.
36. Конституционно-правовые аспекты права на справедливое судебное разбирательство // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: проблемы реализации в России. Материалы международного семинара. Т. II. Н. Новгород, 1999.
37. Пятый периодический доклад РФ "О принимаемых мерах и прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в международном пакте о гражданских и политических правах". МИД РФ департамента информации и печати. 2004.
Е.А. Злобина




Вернутся в раздел Комментарии к законам