Комментарии к законам

Статья 5. Приостановление и прекращение полномочий арбитражного заседателя. Комментарий к статье 5



Приостановление полномочий арбитражного заседателя - это прекращение его участия в судебных разбирательствах на неопределенный срок, вызванное наступлением перечисленных в Законе обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу. При приостановлении полномочий арбитражного заседателя срок приостановки полномочий не зависит от усмотрения ни суда, ни иных лиц - участников процесса, так как основаниями приостановления полномочий арбитражного заседателя выступают объективные обстоятельства.
Приостановление полномочий арбитражного заседателя влечет приостановление срока, указанного в ст. 4 комментируемого Закона. Приостановление полномочий арбитражного заседателя производится председателем соответствующего арбитражного суда субъекта РФ.
Комментируемый Закон выделяет следующие основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя:
- предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);
- неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
- признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
Основания для прекращения полномочий арбитражного заседателя:
- истечение срока полномочий;
- прекращение гражданства РФ;
- вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
- вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
- совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;
- неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
- замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;
- письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
- смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Основания приостановления полномочий арбитражного заседателя являются обязательными. Так, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются в случае предъявления обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда). Для предъявления обвинения необходимо наличие достаточных доказательств, устанавливающих событие преступления, его квалификацию, виновность в его совершении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также отсутствие обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность. Вывод о достаточности доказательств для предъявления обвинения данному лицу не может рассматриваться как окончательный, поскольку к моменту предъявления обвинения следствие еще не закончено.
В зависимости от материалов следствия, собранных после предъявления обвинения, в том числе от результатов проверки показаний обвиняемого, обвинение может быть изменено. Лицо должно быть привлечено в качестве обвиняемого сразу же после того, как собраны достаточные доказательства для этого. Формулировка обвинения должна содержать изложение конкретных фактических обстоятельств, обосновывающих вывод о наличии преступления и его квалификации, виновности лица в совершении преступления. Все утверждения, имеющиеся на момент предъявления обвинения, должны основываться на имеющихся в уголовном деле доказательствах, но не на предположениях <*>. С момента вынесения постановления о предъявлении обвинения привлекаемое лицо рассматривается как обвиняемый. Датой привлечения его к уголовной ответственности считается дата вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а не дата предъявления обвинения.
--------------------------------
<*> Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 1997. С. 314.
УПК РФ обязывают следователя:
- предъявить обвинение в срок не позднее 3 суток со дня вынесения постановления;
- известить обвиняемого о дне предъявления обвинения;
- обеспечить участие защитника.
Постановление о предъявлении обвинения объявляется путем его прочтения обвиняемым и его защитником или (если обвиняемый не в состоянии сам прочесть текст) оглашается ему. Таким образом, с даты вынесения постановления о предъявлении обвинения полномочия арбитражного заседателя должны быть приостановлены.
Интересен следующий момент: кто должен оповестить суд о предъявлении обвинения арбитражному заседателю, если он сам не оповестил суд? Представляется, что это могут быть лица, участвующие в деле, так как они заинтересованы в рассмотрении дела законным составом суда и вынесении справедливого решения, или торгово-промышленные палаты, ассоциации и объединения предпринимателей, иные общественные и профессиональные объединения, так как именно они занимаются формированием списков арбитражных заседателей и отслеживают соответствие арбитражных заседателей требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ к ним. Второе основание для приостановления полномочий арбитражного заседателя звучит следующим образом: полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя.
К числу признаков, индивидуализирующих гражданина как участника гражданско-правовых отношений, относится состояние его здоровья. В первую очередь необходимо учитывать психическое здоровье. Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В этом случае гражданско-правовой статус такого гражданина существенно меняется: он не может лично совершать юридические действия и индивидуализируется как субъект гражданского права именно по этому признаку. Законом учитывается также такое состояние здоровья гражданина, когда он не способен понимать значение своих действий или руководить ими. В данном случае речь идет о дееспособном лице, но его здоровье отклонилось по тем или иным причинам от нормы (в связи с нервным потрясением, физической травмой, сильным алкогольным опьянением и т.п.). Для индивидуализации гражданина как субъекта гражданского права важное значение в некоторых случаях имеет такое состояние здоровья, которое выражается в снижении или утрате им трудоспособности. Если эти обстоятельства наступили вследствие причинения ему вреда другим лицом, то при возмещении вреда учитывается степень утраты потерпевшим трудоспособности <*>.
--------------------------------
<*> Гражданский процесс / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1993. С. 14.
Для приостановления полномочий арбитражного заседателя по данному обстоятельству необходимы документальные свидетельства о невозможности арбитражного заседателя исполнять свои обязанности.
Данная норма, также как и предыдущая, направлена на защиту интересов участников процесса, дабы избежать излишнего затягивания рассмотрения дела и вынесения решения. Под иными уважительными причинами можно, к примеру, рассматривать нахождение арбитражного заседателя в лечебном учреждении или длительной служебной командировке. Доказательствами, подтверждающими обстоятельства, препятствующие разбирательству, являются документы соответствующего лечебного учреждения или организации, направившей гражданина в командировку.
Третьим основанием для приостановления полномочий арбитражного заседателя Закон называет признание его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу. Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, Закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1996. С. 12.
Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания. Согласно абз. 1 ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Понятия "заинтересованные лица" в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они, в случае признания его безвестно отсутствующим, приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания. Поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. Хотя полномочия арбитражного управляющего приостанавливаются на неопределенный (календарной датой) срок, фактически истечение срока, на который приостанавливаются полномочия арбитражного заседателя, определяется наступлением события: возвращением гражданина с лечения или командировки, явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Поэтому суд должен осуществлять постоянный контроль (мониторинг) за наступлением обстоятельств, являющихся основанием для окончания приостановления и возобновления полномочий арбитражного заседателя <*>.
--------------------------------
<*> Ярков В. Судебная реформа в сфере гражданской юрисдикции // Хозяйство и право. 1997. N 3. С. 60.
В целях предотвращения необоснованного затягивания срока приостановления полномочий арбитражного заседателя он должен периодически направлять запросы лицам, участвующим в деле, эксперту для получения соответствующей информации, при отсутствии у них такой информации - в организации, которые могут или должны обладать этой информацией: суды, рассматривающие дела, административные и правоохранительные органы и т.д. После того как основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя отпали, арбитражный суд должен возобновить их, известив об этом самого арбитражного заседателя. Приостановление и возобновление полномочий арбитражного заседателя должны оформляться отдельными определениями, которые могут быть обжалованы. Комментируемый Закон предусматривает основания и для прекращения полномочия арбитражного заседателя. Прекращение полномочий арбитражного заседателя является одной из форм окончания участия арбитражного заседателя в производстве по делу.
Цель включения данного института в состав комментируемого Закона заключается в содействии принципу процессуальной экономии, когда дальнейшее рассмотрение арбитражного дела с участием конкретного арбитражного заседателя по объективным причинам не представляется возможным и целесообразным.
Перечень оснований прекращения полномочий арбитражного заседателя является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Вопрос о прекращении полномочий арбитражного заседателя должен быть поставлен на рассмотрение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта РФ.
В первую очередь, основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя является истечение срока его полномочий. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.
Однако вновь затронем тот факт, что комментируемый Закон не говорит, с какого момента начинает течь срок полномочий арбитражного заседателя. Ведь можно говорить, что арбитражный заседатель допущен к отправлению правосудия с момента утверждения его кандидатуры в качестве арбитражного заседателя Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Если исходить из духа Закона, то арбитражный заседатель приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения торжественной клятвы в открытом судебном заседании.
В письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. говорится, что срок полномочий арбитражного заседателя - два года, по истечении которого он может быть назначен повторно. Закон устанавливает, что по истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 комментируемого Закона. Таким образом, с истечением срока полномочий арбитражного заседателя прекращается его участие в отправлении правосудия.
Вторым основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя Закон называет прекращение гражданства Российской Федерации. Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства - наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически - институтом гражданства. Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству.
Весьма распространенным является рассмотрение гражданства в качестве правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин. Положения ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. свидетельствуют о том, что нормальная и наиболее полная реализация прав человека связана с наличием у индивидов определенного гражданства. Часть 1 ст. 6 Конституции РФ устанавливает, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. В соответствии с этим положением согласно п. "в" ст. 71 Конституции РФ гражданство в Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Эти положения федеральная власть не может передать субъектам Российской Федерации.
Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.
Часть 2 ст. 6 Конституции РФ справедливо устанавливает указанный выше принцип: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ <*>.
--------------------------------
<*> Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. С. 194 - 195; Жилин Г. Защита прав человека в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 1998. N 1. С. 6.
В этой связи принципиальным является положение ч. 1 ст. 6 Конституции о том, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения, что имеет непосредственное значение для последствий приобретения лицом российского гражданства. Эти последствия (права, свободы, обязанности, ответственность, защита и покровительство) в равной мере относятся ко всем лицам, независимо от того, по каким основаниям они приобрели гражданство Российской Федерации. В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ впервые закреплено положение, согласно которому гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 16 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" по жалобе А.Б. Смирнова признал, что указанная норма Закона, согласно которой лица, которые:
- родились на территории, входившей на момент их рождения в Россию;
- являлись гражданами бывшего СССР;
- не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству;
- выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР;
- не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г., т.е. после вступления в силу Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", -
должны были приобретать российское гражданство в порядке регистрации, не соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, так как указанные категории лиц по существу лишались своего российского гражданства, что недопустимо согласно вышеприведенному конституционному положению.
Гражданин А.Б. Смирнов, имевший российское гражданство по рождению, не мог быть лишен его даже по закону без его собственного волеизъявления, и к нему не может быть предъявлено требование регистрации как способа признания российского гражданства. Этот вывод Конституционного Суда РФ согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации права человека, устанавливающей, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства". "Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, - говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ, - нарушая ст. 6 Конституции РФ, умаляет достоинство личности, что в соответствии со ст. ст. 18, 21 и 55 Конституции РФ является недопустимым как при издании, так и при применении законов".
Однако это не освобождает лицо, имеющее российское гражданство по рождению, при прибытии в Россию на постоянное жительство и оформлении такого гражданства от обязанности удостоверения им того факта, что он прибыл в Россию для постоянного проживания и не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство РФ прекращается:
- вследствие выхода из гражданства;
- по причине отмены решения о приеме в гражданство;
- путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ;
- по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
Прекращение гражданства РФ влечет прекращение гражданства республик в составе РФ. Согласно Закону, выход из гражданства РФ может иметь место:
- по ходатайству гражданина. Оно подается на имя Президента РФ через органы внутренних дел внутри РФ или консульские учреждения РФ за границей; выход из гражданства оформляется указом Президента, который касается либо одного человека, либо группы лиц, но при этом персонально каждого;
- в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном Законом порядке.
Обращение человека в данном случае называется заявлением, оно подается внутри РФ в органы внутренних дел, за границей - в консульские учреждения РФ, которыми и разрешается по существу.
Итак, Закон связывает выход из гражданства РФ исключительно с личным обращением человека. Однако одного желания недостаточно. Требуется решение компетентных государственных органов.
Ходатайство о выходе из гражданства РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых Законом РФ. Эта формулировка Закона означает, что, если у человека есть дети или родители, которых он обязан материально поддерживать, если он платит алименты или долги по исполнительному листу и т.п., в выходе из гражданства РФ может быть отказано, если у РФ нет договора с соответствующим государством, предусматривающим содействие при взыскании долгов с бывшего гражданина.
В некоторых ситуациях Закон однозначно определяет, что выход из гражданства РФ не допускается:
- после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;
- если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 2003 г.), содержит список документов, представляемых при подаче ходатайств и заявлений о выходе из гражданства. В том числе требуются личная декларация об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ.
Для граждан призывного возраста - справка из военного комиссариата о том, что им не направлена повестка о призыве на срочную службу. Если заявитель одновременно ходатайствует о выходе из гражданства РФ несовершеннолетних детей, то представляются:
- копии свидетельств о рождении, установлении опеки или попечительства, лишении родительских прав;
- письменное согласие сторон на прекращение или сохранение гражданства ребенка, если один из родителей или опекунов остается гражданином РФ;
- письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.
Закон о гражданстве предусмотрел и такой способ прекращения гражданства, как отмена решения о приеме в гражданство. Согласно ст. 24 данного Закона решение о приеме в гражданство РФ отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.
Однако Закон определяет, что отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей "обманщика", приобретших гражданство РФ вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство РФ было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение пяти лет после его принятия.
Основанием прекращения российского гражданства могут быть территориальные изменения. Если часть территории РФ отходит другому государству, проживающим на ней лицам разрешается в течение установленного срока определиться - остаются ли они в гражданстве РФ или приобретают новое. Таким образом, они имеют право на выбор гражданства (оптацию). Обычно в таких случаях лицам надо заявить, что они сохраняют российское гражданство, иначе не сделавшие этого лица в общем порядке переходят в гражданство другого государства, которое и оформит им затем новые документы.
Третьим основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя является вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера <*>.
--------------------------------
<*> Арбитражный процесс / Под ред. Р.Е. Гукасяна, В.Ф. Тараненко. М., 1996. С. 7 - 10; Арбитражный процесс / Под ред. В.В. Яркова. М., 1998. С. 24 - 25.
Действующее законодательство РФ определяет, что приговор - это акт правосудия. УПК РФ выделяет три признака, которым должен соответствовать приговор как акт правосудия, - это законность, обоснованность и справедливость. Представляется, что приговор может быть признан законным, если при его постановлении были соблюдены все нормы законодательства, определяющие как содержание этого процессуального акта, так и порядок его вынесения. Приговор считается обоснованным, если содержащиеся в нем выводы суда основаны не на предположениях и противоречивых фактических данных, а на проверенных и оцененных в суде доказательствах, объективность и достоверность которых не вызывает сомнений у суда. Справедливым является приговор, если назначенное по нему наказание соответствует тяжести преступления и личности осужденного. По общим правилам УПК РФ приговор независимо от его характера вступает в силу по истечении одного месяца с даты его вынесения.
Таким образом, вступление в законную силу в отношении лица обвинительного приговора лишает его права принимать участие в отправлении правосудия, ибо участие арбитражного заседателя в осуществлении правосудия, обвиненного в совершении преступления в порядке, предусмотренном законом, умаляет авторитет судебной власти.
Теперь обратим внимание на принудительные меры медицинского характера, значение которых выражается в принудительном психиатрическом наблюдении и лечении. Они предусмотрены уголовным законодательством и применяются судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы к лицам, страдающим определенными психическими расстройствами и совершившим деяния, предусмотренные статьями УК РФ, а также к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступления. УК РФ достаточно определенно сформулировал основания применения принудительных мер медицинского характера.
Согласно ст. 97 УК РФ такими основаниями являются:
- совершение деяния, предусмотренного УК РФ;
- определенная категория лиц.
К числу таких лиц относятся, во-первых, те, которые признаны невменяемыми. Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, так как своих целей - достижения социальной справедливости, исправления и специального предупреждения - наказание в данном случае не достигает.
Во-вторых, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, которые совершили преступление в состоянии вменяемости, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания.
В-третьих, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Такие лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительное наблюдение и лечение применяются к указанным лицам наряду с уголовным наказанием. Осужденным к лишению свободы - в местах лишения свободы, а осужденным к иным видам наказания - в учреждениях органов здравоохранения, где им оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.
В-четвертых, категорией лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, являются лица, совершившие преступление во вменяемом состоянии, но нуждающиеся в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании. Такие лица, безусловно, подлежат уголовной ответственности и наказанию. Принудительное лечение применяется к ним наряду с уголовным наказанием. Принудительные меры медицинского характера четырем указанным категориям лиц назначаются только в случае, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц <*>.
--------------------------------
<*> Дриль Д. Учреждения для душевнобольных, совершающих преступления, и для преступников, впадающих в душевную болезнь // Юридический вестник. 1891. Том XII. Кн. III. С. 473 - 474.
Если перечисленные выше лица по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя или других лиц, суд может принять решение о нецелесообразности применения к ним принудительных мер медицинского характера и передать необходимые материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении таких лиц или помещении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения (интернаты) в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении.
Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации". Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала правильным решение районного суда г. Рязани, который прекратил дело без применения принудительной меры медицинского характера в связи с тем, что лицо по характеру совершенного им общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 130 УК РСФСР (клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого преступления), и своему болезненному состоянию (временное расстройство психической деятельности) не представляло опасности для общества и не нуждалось в принудительном лечении.
Несмотря на то что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом, к мерам уголовного наказания они не относятся, поскольку применяются на основании определения суда, а не приговора, не содержат элемента кары, не выражают отрицательной оценки от имени государства общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социальной справедливости, длительность их применения зависит от состояния больного, они не влекут судимости. Действующий уголовный закон называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера:
- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено, в частности, к лицам, способным относительно правильно оценивать свое психическое состояние, соблюдать назначенный режим, имеющим достаточно упорядоченное и организованное поведение, не требующим постоянного контроля со стороны медицинских работников.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется также к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, но влияющего на характер их поведения (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния и др.), а также к лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает регулярное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания <*>. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено лицу при наличии оснований применения принудительных мер медицинского характера, если психическое расстройство лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре.
--------------------------------
<*> Мокринский С.П. Медицина в ее конфликтах с уголовным правом. СПб.: Сенатская тип., 1914. С. 67.
Законодательство предусматривает три варианта проведения принудительного лечения:
- в психиатрическом стационаре общего типа;
- в специализированном;
- в специализированном с интенсивным наблюдением.
Вопрос о выборе типа стационара, необходимого в каждом конкретном случае, решается судом с учетом критерия обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов. Психиатрическими стационарами общего типа являются отделения психиатрической больницы или другого медицинского учреждения, оказывающего стационарную психиатрическую помощь.
Проведение принудительного лечения не является основной функцией этих отделений. Лица, которым назначено принудительное лечение, находятся там на общих основаниях вместе с обычными больными, страдающими психическими заболеваниями. Единственным условием является закрытый характер отделения (отсутствие свободного выхода, непредоставление домашних отпусков и т.д.).
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК РФ). В психиатрическом стационаре общего типа не предусмотрено ни постоянное (т.е. непрерывное), ни интенсивное наблюдение, включающее в законных пределах меры изоляции и физического стеснения для предотвращения действий, имеющих общественно опасный характер.
Поэтому состояние больного, направляемого на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа, должно допускать возможность его содержания без специальных мер безопасности в условиях довольно свободного режима, свойственного современным психиатрическим стационарам.
Два других вида стационарного принудительного лечения осуществляются в стационарах специализированного типа, целиком предназначенных для проведения принудительного лечения. Специализированность психиатрического стационара означает, что лечебное учреждение имеет специальный режим содержания пациентов, включая принятие мер по предотвращению повторных общественно опасных деяний и побегов, а также специализированные реабилитационно-профилактические и коррективно-восстановительные программы, ориентированные на особенности поступающих туда пациентов. Принудительное лечение в специализированных отделениях может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. Стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением представляют собой самостоятельные психиатрические больницы федерального подчинения, обслуживающие территории нескольких субъектов РФ.
Принудительное лечение в стационаре данного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Особая опасность таких лиц определяется высокой вероятностью совершения ими деяний, отнесенных УК РФ к категории тяжких и особо тяжких, систематичностью совершения опасных деяний, несмотря на применявшиеся в прошлом меры медицинского характера, склонностью к грубым нарушениям больничного режима (нападениям на администрацию, побегам, организации групповых беспорядков). Для них характерны ярко выраженная агрессия, внезапные вспышки злобы и т.п. <*>.
--------------------------------
<*> Сербский В. Законодательство о душевнобольных // Журнал невропатологии и психологии. 1905. Кн. 5.
Таким образом, назначение судом названных выше мер исключает возможность для участия лица в отправлении правосудия, ибо его психическое здоровье не позволит адекватно воспринимать окружающую его действительность, что естественным образом отразится на качестве судебного процесса.
Четвертым основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя Закон называет вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным. Обратим внимание на понятие дееспособности.
Итак, дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично совершать различные юридические действия. Но, кроме того, дееспособность включает способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и исполнять обязанности. Дееспособность нельзя рассматривать как естественное свойство человека, она предоставлена гражданам законом и является юридической категорией.
Поэтому и в отношении дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ограничения по воле гражданина. Что касается возможности принудительного ограничения дееспособности, то согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Ограничение дееспособности возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Оно заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями приобретать такие гражданские права и создавать такие гражданские обязанности, которые он в силу закона уже мог приобретать и создавать.
ГК РФ определяет круг лиц, которые могут обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами, к их числу отнесены: родители, усыновители или попечители, а также орган опеки и попечительства.
Законом допускается ограничение (при наличии определенных условий) дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Ограничение дееспособности совершеннолетнего гражданина является весьма существенным вторжением в его правовой статус и поэтому допускается законом при наличии серьезных оснований, которые должны быть установлены судом.
Во-первых, ограничение дееспособности предусмотрено ГК РФ только для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками либо наркотическими средствами. Иные злоупотребления и пороки не могут повлечь ограничения дееспособности, если даже они являются причиной материальных затруднений семьи.
Во-вторых, основанием для ограничения дееспособности гражданина по ст. 30 ГК РФ служит такое чрезмерное употребление спиртных напитков или наркотических веществ, которое влечет за собой значительные расходы средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Ограничение дееспособности гражданина в рассматриваемом случае выражается в том, что в соответствии с решением суда над ним устанавливается попечительство и совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Он вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. При прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство. Одним из важных факторов, влияющих на дееспособность гражданина, является психическое здоровье <*>.
--------------------------------
<*> Шакарян М.С. Защита прав человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 235.
Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Однако сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или даже подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным. Он может быть признан недееспособным только судом, причем с заявлением в суд согласно ст. 281 ГПК РФ могут обратиться члены семьи гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое лечебное учреждение. Для рассмотрения такого дела требуется заключение о состоянии психики гражданина, выдаваемое судебно-психиатрической экспертизой по требованию суда.
Обязательным является участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Все это является важной гарантией личных прав и интересов гражданина, недопущения произвольного вторжения в его правовой статус. Гражданин считается недееспособным лишь после вынесения судом соответствующего решения. Как было сказано выше, психическое здоровье человека - важная составляющая его гражданско-правового статуса. Поэтому законодатель позаботился о том, чтобы наличие каких-либо отклонений в психическом здоровье лишало человека возможности принимать важные, серьезные решения, влияющие на судьбы других людей.
Также прекращение полномочий арбитражного заседателя связано с совершением им поступка, умаляющего авторитет судебной власти. Осуществление правосудия всегда связано с определенным ущемлением прав и законных интересов сторон, ибо решение, выносимое арбитражным судом в пользу одной стороны, естественно, затрагивает права и законные интересы другой стороны. Поскольку такое ущемление может быть очень существенным, то особое значение приобретает принцип соблюдения прав и законных интересов сторон при осуществлении правосудия.
Действующее законодательство устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды. Провозглашенные законодательством о судебной системе принципы, лежащие в ее основе, - это законность, компетентность и беспристрастность суда.
Названные принципы призваны способствовать правильному и справедливому разрешению экономических споров. Законность есть состояние жизни общества, в котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, принятые нормы права уважаются и исполняются органами власти, организациями и гражданами <*>. В случае нарушения закона государство обеспечивает надлежащую защиту нарушенных или оспоренных прав в установленном законом порядке. Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех постановлений арбитражных судов и процессуальных действий судов и участников процесса, совершаемых при рассмотрении экономических и иных споров, нормам материального и процессуального права, т.е. закону.
--------------------------------
<*> Арбитражный процесс в СССР. М.: Изд. МГУ, 1983. С. 64 - 67.
Принцип законности в арбитражном процессе по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством о судоустройстве в арбитражных судах.
В соответствии со ст. 13 АПК РФ арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и международных договоров РФ.
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов. Арбитражный суд в соответствии с законом и международным договором РФ применяет нормы права других государств.
Пункт 2 ст. 3 АПК РФ включает принципиальную норму о том, что порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом об арбитражных судах, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами. Принцип законности присущ деятельности арбитражного суда в частности, поэтому, как уже отмечалось, имеет особое значение. Это связано с тем, что решение должно приниматься в строгом соответствии с законом при обязательном соблюдении правил судебного или арбитражного производства.
Согласно Конституции РФ государство и все его органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Таким образом, смысл законности состоит в точном и неуклонном использовании законов, иных нормативных актов, изданных в государстве, обеспечении правопорядка.
Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению экономических споров должна протекать в рамках строжайшего соблюдения законности с точным соблюдением всех норм, регулирующих арбитражное производство по рассмотрению экономических споров с обеспечением спорящим сторонам активного участия в арбитражном производстве, с тем чтобы экономические споры разрешались в полном объеме, в соответствии с нормативными актами, регулирующими спорное правоотношение между сторонами.
Следовательно, принцип законности применительно к деятельности арбитражного суда означает, прежде всего, обязанность арбитражных органов: рассматривать все споры при строжайшем соблюдении норм арбитражного процесса, разрешать споры и другие отнесенные к их компетенции вопросы в полном соответствии с законом или подзаконными актами.
Задача арбитражного суда - единообразное и правильное применение законодательства при разрешении экономических споров, что имеет большое значение для укрепления законности в экономических отношениях в целом. Любое решение арбитражного суда должно строго соответствовать требованиям закона и вместе с тем быть наиболее целесообразным в рамках закона, т.е. обеспечивать такое разрешение экономических споров, которое полностью отражало бы требования закона и в максимальной степени учитывало интересы спорящих сторон.
Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладает определенной спецификой, обусловленной, во-первых, тем, что арбитражные суды разрешают экономические споры, обеспечивают законы в отношении лиц, чьи права и интересы защищаются. В результате разрешения спора ликвидируется конфликтная ситуация и отношения спорящих сторон приводятся в соответствие с требованиями закона.
Во-вторых, арбитражные суды обязаны реагировать на отступление от закона не участвовавших в споре организаций, в действиях которых коренится первопричина конфликта участников процесса. Таким образом, принцип законности в арбитражном процессе способствует обеспечению надлежащего, соответствующего закону поведения хозяйственных, коммерческих организаций, участвующих в процессе.
В-третьих, арбитражные суды при разрешении экономических споров обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством, не допуская нарушений прав участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел и ведения по некоторым вопросам предупредительных работ. Никому не позволено нарушать законы, пренебрегать ими. В этом смысл законности.
Говоря о принципе законности в арбитражном процессе, необходимо отметить, что он неразрывно связан с демократизмом данной процессуальной формы защиты права. В юридической литературе справедливо подчеркивается неразрывная связь законности и демократии <*>.
--------------------------------
<*> Лесницкая Л.Ф., Клейн Н.И. Концепция развития гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства // Правовая реформа: Концепция развития законодательства. М., 1995. С. 169 - 174.
Существенное значение для взаимодействия демократии и законности имеют формы ее обеспечения, демократизм средств, используемых для приведения в соответствие с законом поведения организаций и лиц, совершающих правонарушение, и защиты нарушенных прав и интересов. Демократизм проявляется, таким образом, в гарантиях законности, заложенных в процессуальной форме деятельности правоприменительных органов. Реализация принципа законности в арбитражном процессе обеспечивается целым рядом процессуальных гарантий. К их числу относятся, прежде всего, гарантии, составляющие содержание других принципов арбитражного процессуального права, например, независимость судей арбитражного суда и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону, равенство сторон перед законом и судом, состязательность процесса и равноправие сторон, гласность разбирательства в арбитражных судах, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. Следует выделить также такую гарантию реализации принципа законности, как возможность отвода судьи и арбитражного заседателя.
Принцип законности означает, что при рассмотрении и разрешении арбитражным судом отнесенных к его ведению споров должна строго соблюдаться установленная арбитражным законодательством процессуальная форма деятельности, т.е. порядок определения лиц, участвующих в деле, возбуждения процесса, извещения и вызова участников процесса, подготовки дела к суду и разбирательству, ведения дела в судебном разбирательстве, обжалования решений или определения, также исполнения решения суда.
Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей и арбитражных заседателей их полномочиями, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности; обеспечения каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно.
Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры для рассмотрения дела надлежащим составом суда. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, тремя судьями-профессионалами или судьей и двумя арбитражными заседателями.
Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях производится всегда в коллегиальном составе суда; для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели, имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела, участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу.
Беспристрастность арбитражного суда достигается с помощью законодательного закрепления принципа независимости суда. Так, в ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.) указано: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны".
Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств. Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть возникший спор, вынести по нему законное и обоснованное решение <*>. Вмешательство в деятельность суда, даже с "добрыми намерениями", влечет нарушение законности, произвол.
--------------------------------
<*> Яковлев В.Ф. Нам следует сохранить сложившуюся судебную систему // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 8.
Согласно Закону РФ "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судей обеспечивается: наличием особой процедуры осуществления правосудия; установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества.
В случае привлечения к рассмотрению дела в арбитражном суде первой инстанции арбитражных заседателей, они также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость арбитражного заседателя зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судебного состава арбитражного суда.
При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности арбитражного заседателя он подлежит отводу. Арбитражный заседатель при привлечении его к отправлению правосудия наделяется высоким статусом выполнения важной государственной функции, поэтому к нему предъявляются не только повышенные чисто профессиональные требования, но и установлены особые морально-этические, нравственные рамки поведения. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что нравственные, этические требования, предъявляемые к арбитражному заседателю, самым тесным образом переплетаются с его процессуально-правовыми обязанностями. Реализация установленных законодательством принципов отправления правосудия лежит на арбитражном заседателе и определяет линию его поведения в судебном заседании. Однако многие аспекты поведения арбитражного заседателя находятся за рамками закона. К ним относятся вопросы взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, общей морально-этической атмосферы, общей культуры процесса.
Совет судей РФ в Постановлении от 18 апреля 2003 г. отметил, что нарушение судьями требований закона и норм судейской этики являются вызовом судейскому сообществу, что умаляет авторитет судебной власти и вызывает сомнения в справедливости и беспристрастности всего корпуса судей, и постановил обратить внимание судей России на необходимость всемерного повышения авторитета судебной власти, строгого и неуклонного выполнения каждым из них требований закона и правил судебной этики, а также рекомендовал органам судейского сообщества РФ по фактам нарушений судьями закона и их недостойного поведения своевременно решать вопрос об ответственности.
Вместе с тем не вызывает сомнений, что проступки арбитражных заседателей, привлеченных к рассмотрению конкретного дела, больно бьют по авторитету суда в целом, по правосудию вообще. Поэтому оценка личности человека должна начинаться еще на стадии подбора и изучения кандидатов. Таким образом, человек, совершивший деяние, подрывающее авторитет судебной власти, не может участвовать в отправлении правосудия, так как имеются достаточные данные полагать об отсутствии у него уважения к данному государственному институту.
Под поступком, умаляющим авторитет судебной власти, следует понимать любое деяние, вне зависимости от его общественной опасности, направленное против авторитета судебной власти. Неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей также является основанием для прекращения полномочий арбитражного заседателя. Подобные действия со стороны арбитражного заседателя можно рассматривать как проявление неуважения к суду и к другим участникам арбитражного процесса.
Письмо от 6 июля 2001 г. Высшего Арбитражного Суда РФ, повторяя требования Закона, напоминает арбитражным судам, что полномочия арбитражных заседателей прекращаются при замещении государственных должностей, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также при замещении выборных должностей в органах местного самоуправления; ими не могут быть прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказание, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии). Лица, замещающие вышеназванные должности, не могут принимать участия в отправлении правосудия.
Закон называет одним из оснований прекращения полномочий арбитражного заседателя его письменное заявление о прекращении полномочий по уважительным причинам. Под уважительными причинами могут быть названы разные жизненные обстоятельства, затрудняющие или делающие вовсе невозможным выполнение обязанностей арбитражного заседателя. Естественно, что полномочия арбитражного заседателя прекращаются с его смертью или вступлением в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Согласно п. 1 ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим.
Условиями объявления умершим являются:
- отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, - шести месяцев;
- неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.
Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в Законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая.
Особо Закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. На основании решения суда об объявлении гражданина умершим органы загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения.
В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели. Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.
Однако объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим. В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим, считаются вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.
Следовательно, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпцию его смерти. Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может быть опровергнута. Закон допускает такую возможность и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом. Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния. Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера. Можно предположить, что гражданин, ошибочно объявленный умершим, не вправе приступать к осуществлению полномочий арбитражного заседателя.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 9 гласит, что, обсудив списки арбитражных заседателей, представленные арбитражными судами Амурской и Новосибирской областей, руководствуясь п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", пп. 1, 7, 8 п. 2 и п. 4 ст. 5 комментируемого Закона, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил прекратить полномочия арбитражных заседателей: Арбитражного суда Амурской области - Сопиной Татьяны Николаевны и Арбитражного суда Новосибирской области - Бобровой Людмилы Ивановны, Рихтер Натальи Викторовны, Шахановича Рувима Михайловича.




Вернутся в раздел Комментарии к законам