Комментарии к законам

Статья 57. Переходные положения. 1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, за исключением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.



2. Учредительные документы кооперативов и иных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющих предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, за исключением учредительных документов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение года со дня его вступления в силу.
3. Если организации, указанные в части 2 настоящей статьи, не привели свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение года со дня его вступления в силу, такие организации не вправе осуществлять деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений и подлежат ликвидации по решению суда на основании требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, а также иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, которым право на предъявление таких требований предоставлено федеральным законом.
4. Требования части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона не применяются к жилищным накопительным кооперативам, число членов которых превышает пять тысяч человек на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае принятия на себя органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона гарантий по обязательствам таких кооперативов перед членами кооперативов по выплате членам кооперативов действительной стоимости паев в случае прекращения их членства в таких кооперативах. Такие кооперативы не вправе увеличивать число своих членов по сравнению с числом членов на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и его территориальных органов на осуществление контроля за деятельностью кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений распространяются на иные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющие предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений.
Комментарий к статье 57
В статье содержатся положения о:
- применении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, до приведения их в соответствие с Законом N 215-ФЗ (п. 1);
- применении и приведении в соответствие с Законом N 215-ФЗ учредительных документов кооперативов и иных организаций, созданных до вступления в силу Закона N 215-ФЗ и осуществляющих предусмотренную Законом N 215-ФЗ деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (п. 2);
- прекращении деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений и ликвидации по решению суда тех организаций, которые по истечении года со дня вступления в силу комментируемого Закона не приведут в соответствие с ним свои учредительные документы (п. 3);
- применении требований ч. 4 ст. 5 Закона N 215-ФЗ к ЖНК, число членов которых превышает 5 тысяч человек на день вступления в силу Закона N 215-ФЗ (п. 4);
- распространении полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и его территориальных органов на осуществление контроля за деятельностью ЖНК по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений на иные организации, созданные до вступления в силу Закона N 215-ФЗ и осуществляющие предусмотренную Законом N 215-ФЗ деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (п. 5).
1. С 1 апреля 2005 г. (со дня вступления в силу Закона N 215-ФЗ - см. комментарий к ст. 58) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, за исключением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность жилищных кооперативов и жилищно-строительных кооперативов, до приведения их в соответствие с Законом N 215-ФЗ применяются в части, не противоречащей комментируемому Федеральному закону.
К таким нормативным правовым актам может быть отнесено Постановление Правительства Москвы от 5 марта 1996 г. N 201 "О целевых накопительных жилищных вкладах и кредитовании жилищного строительства".
2. Учредительные документы кооперативов и иных организаций, созданных до вступления в силу Закона N 215-ФЗ и осуществляющих предусмотренную Законом N 215-ФЗ деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, за исключением учредительных документов жилищных кооперативов и жилищно-строительных кооперативов, со дня вступления в силу Закона N 215-ФЗ применяются в части, не противоречащей комментируемому Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с Законом N 215-ФЗ в течение года со дня его вступления в силу.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если ООО учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Учредительные документы ООО должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, условия о размере уставного капитала ООО; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Законом об ООО (см. ст. 89 ГК РФ).
Учредительным документом акционерного общества является его устав. Требования устава акционерного общества обязательны для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами (см. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах").
3. Если организации, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, не привели свои учредительные документы в соответствие с Законом N 215-ФЗ в течение года со дня его вступления в силу, такие организации не вправе осуществлять деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений и подлежат ликвидации по решению суда на основании требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ФНС России), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ФСФР России), а также иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, которым право на предъявление таких требований предоставлено федеральным законом.
4. Требования ч. 4 ст. 5 Закона N 215-ФЗ не применяются к тем ЖНК, число членов которых превышает 5 тысяч человек на день вступления в силу Закона N 215-ФЗ, в случае принятия на себя органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в течение года со дня вступления в силу Закона N 215-ФЗ гарантий по обязательствам таких кооперативов перед членами кооперативов по выплате членам ЖНК действительной стоимости паев в случае прекращения их членства в таких ЖНК. Такие ЖНК не вправе увеличивать число своих членов по сравнению с числом членов на 1 апреля 2005 г. (день вступления в силу Закона N 215-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся субъекты РФ:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В соответствии с п. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Значения понятий "органы местного самоуправления", "представительные органы местного самоуправления", "муниципальный район", "городской округ" установлены в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ и от 12.08.2004 N 99-ФЗ).
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Поселение - городское или сельское поселение.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и законами субъектов РФ), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (см. ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов РФ.
Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Представительный орган муниципального района может:
состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района (см. п. 1 - 4 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ФСФР России), и его территориальных органов на осуществление контроля за деятельностью ЖНК по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений распространяются на иные организации, созданные до вступления в силу Закона N 215-ФЗ и осуществляющие предусмотренную Законом N 215-ФЗ деятельность по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений.




Вернутся в раздел Комментарии к законам