Комментарии к законам

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля. Комментарий к статье 345



Непосредственным объектом оставления погибающего военного корабля является установленный порядок несения военной службы командиром и остальными лицами, входящими в состав команды корабля, обеспечивающий постоянную боеготовность, боеспособность и безопасность личного состава военного корабля. В соответствии со ст. 77 УВС ВС РФ командир (начальник) обязан принимать меры по предотвращению гибели и травматизма, в том числе при совершении походов военных кораблей. Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации (далее - Корабельный устав ВМФ) установил специальные обязанности командира, корабль которого оказался в условиях, грозящих гибелью кораблю. Выполнение до конца своих служебных обязанностей командиром военно-морского корабля в условиях, создавших опасность гибели корабля, способно либо предотвратить гибель корабля, либо значительно уменьшить вред, который является следствием неизбежной гибели корабля. Спасение погибающего корабля требует от командира принятия решительных действий по сохранению живучести корабля с использованием для этой цели всего личного состава команды корабля, возможной помощи со стороны других плавательных средств независимо от их принадлежности разным ведомствам и разным государствам, а также имеющихся объективных возможностей в районе плавания корабля (отмели, бухты и другие факторы, способные облегчить борьбу за спасение погибающего корабля).
Командир обязан четко определить момент, когда дальнейшие меры объективно не способны спасти корабль, и принять решение на организованный сход с корабля личного состава, спасение вооружения, корабельного журнала и другой ценной документации, корабельной кассы и другого ценного имущества.
Неисполнение командиром погибающего корабля до конца своих служебных обязанностей представляет большую общественную опасность тем, что по его вине флот теряет боевую единицу, нередко по этой причине гибнут или получают увечья лица из состава команды корабля, утрачиваются оперативные документы и другие ценности.
Не меньшую общественную опасность представляет оставление погибающего корабля лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира. Она состоит не только в том, что самовольно оставивший погибающий корабль член экипажа не выполняет отведенную ему роль при спасении погибающего военного корабля, но и в том, что самовольное оставление погибающего корабля путем, например, выпрыгивания за борт корабля со спасательным кругом либо самовольного опускания за борт корабля на воду шлюпки может отрицательно повлиять на морально неустойчивых членов экипажа, породить панику, создать стрессовую ситуацию на корабле. Названные факторы могут стать причиной гибели корабля, упущения объективной возможности сохранить плавучесть корабля, организованного схода с корабля личного состава и спасения наиболее ценного имущества.
В условиях ведения военным кораблем боевых действий с огневыми средствами противника (самолетами, военными кораблями, береговой артиллерией) оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности и прекратившим ведение боя при наличии возможности его продолжения, чревато полным поражением, гибелью всего личного состава корабля, захватом корабля противником, если корабль сохранил плавучесть.
Вышеизложенным и обусловлена уголовная ответственность командира погибающего корабля и лиц из состава команды корабля, не исполнивших своих обязанностей во время гибели корабля.
Спасение военного корабля, которому угрожает гибель, зависит от высокой выучки каждого члена команды корабля, от уровня дисциплинированности команды корабля, грамотности и волевых качеств командира, его способности мобилизовать личный состав корабля, использовать все физические и нравственные силы для выполнения каждым членом команды обязанностей, возложенных на него инструкцией, регулирующей действия команды корабля в условиях, угрожающих гибели корабля, и приказами командира корабля, обусловленных конкретной обстановкой на корабле. Эти требования к командиру и каждому подчиненному ему члену команды корабля определены Корабельным уставом ВМФ. Каждый член экипажа обязан точно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности на корабле и нести ответственность за неисполнение своих обязанностей и приказов командиров и начальников. Этим обусловлен запрет лицу из состава команды корабля ни при каких обстоятельствах, в том числе в условиях, грозящих гибелью кораблю, самовольно прекращать без разрешения командира погибающего военного корабля исполнение возложенных на него обязанностей. Если речь идет о самовольном оставлении погибающего корабля матросом, старшиной, проходящим военную службу по призыву, продолжающемся в течение времени, указанного соответствующей частью ст. 337 УК РФ, то содеянное совокупности преступлений не образует. Статья 345 УК РФ в части, касающейся самовольного оставления погибающего корабля лицом из состава команды корабля, проходящим военную службу по призыву, выделена из общей нормы - ст. 337 УК РФ - по признаку более высокого характера общественной опасности названного деяния, и в силу ч. 3 ст. 17 УК РФ рассматриваемое преступление подлежит квалификации по специальной норме. Однако если лицо из состава команды корабля, оставив погибающий военный корабль, решило дезертировать, чтобы не быть привлеченным к уголовной ответственности по ст. 345 УК РФ, и осуществило свое намерение, то в этом случае содеянное виновным образует реальную совокупность преступлений и виновный подлежит привлечению к уголовной ответственности как по ст. 345, так и по ст. 338 УК РФ.
Объективная сторона оставления командиром погибающего военного корабля, не выполнившим до конца свои служебные обязанности по предотвращению гибели корабля, спасению личного состава, оружия, имущества, вахтенного и навигационного журналов, секретных документов, приборов и аппаратуры, находящихся на корабле выражается в оставлении любым способом борта корабля с одновременным прекращением действия по спасению погибающего корабля при наличии объективной возможности продолжить исполнение возложенных на него обязанностей по спасению погибающего военного корабля, состава команды и других лиц, находящихся на корабле, и вышеназванных ценностей.
Опасность гибели военного корабля может возникнуть вследствие:
а) получения боевого повреждения в ходе ведения военных действий;
б) террористического акта, совершенного диверсионной группой или террористом-смертником ("живой торпедой");
в) метеорологической неблагоприятной обстановки <*>;
--------------------------------
<*> Приказом главнокомандующего ВМФ СССР "О введении Инструкции по штормовым готовностям" от 14 октября 1975 г. N 287 командирам кораблей предписывается своевременно получать информацию о метеообстановке в районах предстоящего пребывания корабля и соответственно заблаговременно планировать и проводить мероприятия, способные обеспечить безопасность плавания корабля при сложной метеообстановке.
г) технической аварии на корабле (взрыв реактора и т.п.);
д) сильного пожара, возникшего на корабле <*>, и других обстоятельств.
--------------------------------
<*> Приказом главнокомандующего ВМФ СССР 1979 г. N 5 введена в действие Инструкция о предупреждении и тушении пожаров на береговых объектах и действиях сил флота в условиях массовых пожаров.
Во всех указанных случаях командир должен принять адекватные меры, способные спасти корабль от грозящей ему гибели. Командир погибающего корабля обязан, используя сигнал "SOS" и другие способы, обратиться к командирам российских судов и судов иностранных государств с просьбой об оказании помощи по спасению его корабля и экипажа. Руководство по оказанию помощи аварийным кораблям (РОПАК-84), введенное в действие Приказом главнокомандующего ВМФ СССР от 22 мая 1984 г. N 145, обязывает командира, получившего просьбу об оказании помощи кораблю, находящемуся в аварийной обстановке, немедленно прийти на помощь или передать сигнал другому командиру корабля о терпящем бедствие судне и его координаты, если последний находится ближе к месту происшествия.
Аналогичные требования к командиру корабля изложены в директиве главнокомандующего ВМФ "О дальнейшем совершенствовании работы по предупреждению аварийности кораблей, судов, вооружения и военной техники в ВМФ" от 16 сентября 1994 г. N ДФ-020 и Приказе "О введении в действие Наставления по поисково-спасательному обеспечению" 1995 г. N 107 (НПСО-95).
В случае когда принимаемые командиром меры объективно не способны предотвратить гибель корабля, командир корабля обязан принять предписываемые ему Корабельным уставом ВМФ следующие меры:
а) организованно свести с корабля людей в таком порядке:
- больных или раненых;
- детей и женщин;
- десант, если он находится на корабле:
б) принять меры к спасению вахтенного и навигационного журналов, секретных документов, устройств и приборов, составляющих государственную тайну военного характера, денежных средств и других ценностей;
в) если есть возможность - посадить корабль на отмель в условиях мирного времени и отсутствия опасности захвата корабля террористами или пиратами.
В военное время при угрозе захвата корабля противником командир корабля обязан взорвать тонущий корабль или принять другие меры, способные воспрепятствовать противнику или преступным группам поднять и восстановить корабль или использовать его составные части в ущерб военной мощи Российской Федерации.
Оставление погибающего военного корабля относится к категории преступлений с усеченным составом. Диспозиция ст. 345 УК РФ в качестве признаков состава не указывает наступление вредных последствий. Однако при гибели военного корабля из-за непринятия командиром мер, которые он должен был и мог предпринять и которые могли бы предотвратить полностью или частично наступившие вредные последствия, когда такие последствия наступают, они могут быть вменены командиру военного корабля в вину лишь в том случае, если неисполненная им обязанность породила с неизбежностью наступление этих последствий. Наступившее последствие полностью охватывается диспозицией ст. 345 УК РФ и в дополнительной квалификации не нуждается.
Если неисполненная командиром погибающего корабля обязанность не является причиной наступивших последствий, то отсутствуют объективные основания ответственности командира корабля за наступившие вредные последствия.
Оставление корабля лицом из состава погибающего корабля без разрешения командира является преступлением с чисто формальным составом. Только оставление погибающего корабля без явно выраженного разрешения командира образует оконченный состав данного преступления. Для командира погибающего корабля состав преступления считается оконченным с момента оставления им корабля, если командир корабля не выполнил до конца свои служебные обязанности.
Не признается оставлением погибающего корабля как командиром корабля, так и лицом из состава команды корабля, если они оказались за бортом корабля в результате сброса в море ураганным ветром, взрыва, были смыты волной и т.п. и не имели возможности возвратиться к месту исполнения своих обязанностей на корабле.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 345 УК РФ, закон признает командира военного корабля и лицо из состава команды (экипажа) корабля. Иные лица, находящиеся на корабле, которым грозит гибель (личный состав перевозимого воинского десанта и иных подразделений, представители вышестоящего штаба (проверяющие), находящиеся на корабле, и иные граждане), субъектами этого преступления быть не могут.
Под командиром корабля понимается лицо, официально, в установленном порядке назначенное на эту должность.
Обстановка, грозящая гибелью кораблю, относится к категории экстремальных, в которых гибнут лица из состава корабля до завершения, а иногда и до начала предпринимаемых мер к спасению корабля. Жертвой такой обстановки может стать и командир корабля, не завершивший принятия положенных мер к спасению погибающего корабля. В этом случае в соответствии с Корабельным уставом ВМФ командиром становится старший помощник командира корабля, при отсутствии такового - старший по должности или воинскому званию из числа лиц, входящих в команду корабля. Данное лицо объявляет устно или письменно, что оно возлагает на себя обязанности командира корабля до официального назначения нового командира корабля. В силу этого к временному командиру переходят права и обязанности командира корабля, предусмотренные Корабельным уставом ВМФ. С этого момента он пользуется в полном объеме своими правами, выполняет обязанности командира корабля и несет ответственность за неисполнение им до конца своих служебных обязанностей по спасению погибающего корабля, т.е. может быть субъектом рассматриваемого преступления.
С субъективной стороны оставление погибающего корабля командиром, не выполнившим до конца своих обязанностей, может совершаться умышленно, как с прямым, так и с косвенным умыслом. Оставление командиром погибающего корабля с прямым умыслом может быть обусловлено трусостью, неверием в возможность спасти корабль, стремлением остаться в живых. Прямой умысел характеризуется тем, что командир сознает общественную опасность своего действия, предвидит опасные последствия и, несмотря на это, желает оставить погибающий корабль.
При оставлении командиром, не выполнившим до конца свои служебные обязанности, погибающего военного корабля с косвенным умыслом командир сознает опасность своего действия (оставления корабля), предвидит возможность наступления вредных последствий, но необходимых мер к их предотвращению не предпринимает и покидает корабль.
Субъективная сторона оставления корабля лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира может совершаться только с прямым умыслом. Лицо при этом осознает общественную опасность оставления корабля и желает совершения этого действия в целях избежания гибели.
В том случае, когда бездействие командира корабля было причиной наступившего вредного последствия (утрата судового журнала, материальных ценностей и т.п.), но по обстоятельствам, сложившимся в процессе гибели корабля, командир хотя и обязан был предотвратить наступившие последствия совершением действий, входивших в его компетенцию, но не мог их совершить из-за непреодолимой силы, такие последствия причиняются невиновно и не подлежат вменению командиру корабля.
Не подлежит вменению вред, причиненный в состоянии крайней необходимости. Например, в целях предотвращения гибели корабля командир корабля приказывает сбросить за борт ценный груз и даже вооружение. Благодаря этим действиям ему удается вывести корабль на отмель и спасти корабль и команду от неминуемой гибели.
Закон признает преступлением оставление погибающего корабля лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения, а не разрешения командира. Эти два понятия синонимами не являются. Распоряжение, как это вытекает из УВС ВС РФ и Корабельного устава ВМФ, отдается командиром в интересах службы, инициатором такого распоряжения является командир. При желании подчиненного получить разрешение командира на совершение какого-либо действия или бездействия инициатива исходит от подчиненного. При этом подчиненный может просить разрешение на совершение действия (бездействие) как в интересах военной службы, так и для удовлетворения личных потребностей, личного интереса, не связанного с военной службой.
Следовательно, буквальное толкование "разрешения", примененное в ст. 345 УК РФ, означает, что командир погибающего корабля может разрешить оставить погибающий корабль лицу из состава команды только для выполнения задания в интересах устранения угрозы гибели корабля, т.е., во-первых, он должен весь личный состав корабля использовать для ликвидации нависшей опасности гибели корабля. Во-вторых, никто из состава команды корабля не должен прекращать исполнение возложенных на него обязанностей без распоряжения, исходящего от командира корабля. Прекращение исполнения возложенных обязанностей лицом, входящим в состав команды погибающего корабля, даже на непродолжительное время, чтобы обратиться с просьбой разрешить ему оставить гибнущий корабль по личным мотивам или даже в интересах военной службы, может привести к тяжелым последствиям. Поэтому в экстремальных условиях каждый подчиненный должен строго и точно выполнять возложенную на него обязанность, не щадя своих сил и жизни.
Оставление погибающего военного корабля может иметь место как в мирное, так и в военное время. Однако характер общественной опасности этого преступления, как и многих других преступлений против военной службы, совершенных в военное время, в боевой обстановке, в районе военных действий, значительно выше, если оно совершается в военное время, в боевой обстановке. Законодательство об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в военное время, в боевой обстановке, должно отразить и социальную сущность преступления, предусмотренного ст. 345 УК РФ, если оно совершается в военное время, в боевой обстановке.




Вернутся в раздел Комментарии к законам