Комментарии к законам

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика. Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.



Комментарий к статье 35
В ст. 35 АПК сформулировано общее правило территориальной подсудности споров, подведомственных арбитражному суду.
В отличие от родовой подсудности, позволяющей разграничить компетенцию между арбитражными судами различных уровней, территориальная подсудность является основой разграничения компетенции арбитражных судов одного уровня. Исходя из построения системы арбитражных судов и общих правил родовой подсудности, можно сделать вывод, что правила территориальной подсудности применяются при определении подсудности дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Соответственно в отношении дел, отнесенных в соответствии со ст. 34 АПК к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда, правила территориальной подсудности, установленные ст. 35, 36, 37, 38 АПК, не применяются.
Общее правило территориальной подсудности состоит в том, что дело должен рассматривать арбитражный суд субъекта Российской Федерации, действующий на той территории, на которой находится или проживает ответчик.
Место жительства физического лица определяется местом его регистрации (прописки). Место нахождения юридического лица определяется местом его регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное (п. 2 ст. 54 ГК).
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов (см.: БВС РФ. 1996. N 9. С. 4, 5). В практической деятельности определение места нахождения органов юридического лица вызывает сложности. В таких случаях необходимо исходить из того, что место нахождения таких органов - это юридический адрес организации, т.е. адрес, указанный в учредительных документах юридического лица как адрес нахождения его органов. Данные рекомендации соответствуют положениям ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", согласно которой государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Таким образом, место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое, в свою очередь, определяется учредителями и указывается в учредительных документах.
В случае если подается иск о признании недействительным правового акта органа власти, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой иск должен подаваться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения соответствующего органа власти. Исключения составляют лишь дела, подсудные Высшему Арбитражному Суду РФ. Так, например, по одному из дел арбитражный суд указал, что жалобы на решения таможенных органов, связанные с наложением взыскания за нарушение таможенных правил (оспаривание ненормативных актов), подаются в арбитражный суд по месту нахождения органа, принявшего обжалуемое решение (п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства, утвержденного информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5) (Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С. 127, 128).
В АПК 1995 г. как исключительная была предусмотрена подсудность исков к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации, вытекающих из административных правоотношений. Такие иски предъявлялись в арбитражный суд этого субъекта (ч. 3 ст. 29 АПК 1995 г.). В новом АПК этого правила не предусмотрено, что означает применение к данным искам общих правил территориальной подсудности. Таким образом, например, иск об оспаривании правового акта Правительства Московской области следует подавать в Арбитражный суд г. Москвы, где и расположен территориально этот орган исполнительной власти.
На определение территориальной подсудности, как правило, не влияет характер дела. Исключения составляют, во-первых, дела, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, компетенция которого сформулирована в ст. 34 АПК как исключительная, и, во-вторых, дела, указанные в ст. 38 АПК, устанавливающей изъятия из общих правил территориальной подсудности.




Вернутся в раздел Комментарии к законам