Комментарии к законам

Статья 10. Особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Судья вправе не в ущерб интересам правосудия совмещать основную работу с научной, преподавательской, лекторской и иной творческой деятельностью, в том числе носящей оплачиваемый (возмездный) характер.



Комментарий к статье 10
1. Европейская хартия о статусе судей устанавливает, что судья свободно занимается различными видами деятельности, помимо его полномочий, среди которых и те, которые являются выражением его прав гражданина. Эта свобода может быть ограничена только в той мере, в какой эти внешние виды деятельности являются несовместимыми с доверием в отношении беспристрастности и независимости судьи или с требуемой возможностью внимательно и в разумные сроки рассматривать дела, представленные на его рассмотрение. На занятие какой-либо деятельностью, помимо деятельности судьи, иной, чем литературная или художественная деятельность, которая должна оплачиваться, должно быть получено предварительное согласие на условиях, установленных статусом.
Таким образом, любая оплачиваемая деятельность из числа разрешенных законом, кроме художественной и литературной, по общему правилу требует согласия компетентного органа. В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в российский Закон о статусе судей и Кодекс.
2. Комментируемая статья корреспондирует пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", который предписывает, что судья не вправе совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Однако акценты расставлены по-иному, если Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" запрещает, то Кодекс дозволяет, обуславливая дозволение определенным условием.
3. В данном случае речь идет о реализации гражданско-правовых и трудовых прав. Кодекс допускает возможность для судьи осуществлять научную, преподавательскую, лекторскую и иную творческую деятельность. Подобное возможно как на возмездной, так и на безвозмездной основе (в качестве благотворительности либо хобби). Данная деятельность регламентируется Кодексом вне зависимости от ее возмездности (оплачиваемости или получения иных выгод материального либо иного характера), рассматривается как таковая по факту наличия. Условие данной деятельности - не в ущерб интересам правосудия, то есть основной деятельности. Нанесение ущерба интересам правосудия следует оценивать с точки зрения исполнения трудовых обязанностей судьи, качества его работы. Отсутствие отмененных судебных решений, нарушения сроков рассмотрения дел, жалоб граждан и иных лиц - основные показатели качества судебной работы. Что, в свою очередь, при наличии у судьи иной деятельности свидетельствует о возможности ее осуществления в дальнейшем.
Вместе с тем следует учитывать и необходимость наличия времени на достаточный отдых для судьи, так как физическое и психическое здоровье судьи является залогом для успешной работы. Кроме того, судья должен повышать квалификацию не только в рамках получения обязательных государственных образовательных программ, но и в качестве самообразования в свободное от работы время.
Принятое судьей решение об осуществлении им научной, преподавательской, лекторской и иной творческой деятельности должно быть ответственным с учетом всех вышеизложенных факторов. Даже при наличии уникальных творческих способностей, признаков выдающегося ученого либо педагога судья должен помнить, что его призвание в соответствии с выбранной им сферой занятий и требованиями статьи 2 Кодекса - судебная деятельность. Это его гражданский и общественный долг перед Родиной.
4. Определение научной деятельности содержится в статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике":
научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научным работником (исследователем) признается гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации. Таким образом, осуществление научной деятельности в качестве научного работника возможно только на профессиональной основе. Осуществление судьей одновременно двух видов деятельности профессионально представляется затруднительным. Судья может осуществлять научную деятельность без занятия должности научного работника.
5. Квалификация подтверждается ученой степенью - кандидат или доктор наук по соответствующей отрасли знаний - и/или ученым званием - доцент или профессор по специальности. Среди судей Российской Федерации трудится достаточное количество лиц, имеющих ученые степени и ученые звания, и это следует оценивать как положительное явление, свидетельство высокой квалификации судейского корпуса. Более того, законодатель материально стимулирует наличие ученой степени, но только по специальности 12.00.00 согласно Номенклатуре научных специальностей, или ученого звания - без определения отрасли знаний, то есть как таковой. Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере пяти процентов от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10 процентов от должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи, пребывающие в отставке. Однако в случае присвоения судьям, пребывающим в отставке, ученой степени либо ученого звания права на перерасчет размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания они не имеют (пункт 29 Разъяснений Совета судей по применению Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская юстиция. 2003. N 8. С. 68).
Основанием для выплаты является диплом о присуждении ученой степени по юридической специальности либо аттестат о присвоении ученого звания (в независимости от профиля кафедры).
Ученое звание должно быть получено в установленном порядке и присвоено соответствующим федеральным органом, а не на основе трудового договора с вузом или научным заведением по замещаемой должности. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Так, только в системе судов общей юрисдикции ученые степени и ученое звание имеют 16 судей Верховного Суда Российской Федерации, 132 судьи областного звена и 163 судьи районного звена (Российская юстиция. 2005. N 1 - 2. С. 6).
6. Преподавательская деятельность регламентируется в основном законодательством об образовании.
Часть 2 пункта 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предписывает, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Все судьи имеют высшее юридическое образование и значительный практический стаж работы по юридической специальности. Как правило, судьи, будучи специалистами высокой квалификации в юридической области, осуществляют преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях. Однако возможно преподавание и в иных учебных заведениях.
Поскольку в соответствии со статьей 54 заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом), с преподавателем заключается письменный трудовой договор в соответствии со статьей 56. В соответствии со статьей 332 Трудового кодекса Российской Федерации замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" к профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Статья 22 устанавливает, что ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях.
Таким образом, судья принимается на преподавательскую работу, как правило, на должность профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, по совместительству.
Занятие преподавательской деятельностью возможно и на иных условиях оплаты, за рамками совместительства, на основании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2003 г. N 4963). Не считаются совместительством в том числе следующие виды работ:
- педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
- осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
- осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем.
Применение данного ведомственного акта возможно по аналогии, так как он принят для педагогических работников и регламентирует вопросы их совместительства.
Относительно права судьи трудиться в государственном либо негосударственном вузе следует руководствоваться Разъяснением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17 - 21 марта 2003 года, что пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит ограничения по статусу вуза (Российская юстиция. 2003. N 7. С. 7).
7. Лекторская деятельность во многом схожа с преподавательской. Однако понятие это более узкое, поскольку лекция - всего лишь один из методов преподавания. Лекции читаются не только в образовательных учреждениях или процессе образования, но и в творческих организациях (вечера писателей, встречи с поэтами), в обществах знания и т.д. Особенно лекционная деятельность была распространена в советский период в трудовых и учебных коллективах, по месту жительства.
Справочно: Словарь Ожегова: "Лектор - лицо, читающее лекции; лекция - устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения".
8. Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1, дает определение понятия "творческая деятельность" - создание культурных ценностей и их интерпретация".
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре устанавливает, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
9. Статья 4 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает, что автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Статья 7 определяет круг объектов авторского права:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторского права также относятся:
производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Таким образом, судья, реализуя свой творческий потенциал, как гражданин вне рамок служебной деятельности может создавать вышеуказанные произведения, вступая в гражданско-правовые отношения.
Справочно: Словарь Ожегова: произведение - продукт труда, творчества.
10. Статья 282 Трудового кодекса Российской Федерации определяет: "Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время". Квалифицирующие признаки - это дополнительная работа (помимо основной); регулярность и возмездность. Статья 98 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает внутреннее (в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства) и внешнее (с другим работодателем) совместительство. Очевидно, что внутреннее совместительство для судей исключено. Вместе с тем в соответствии с Разъяснениями Совета судей по применению Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судье, исполняющему одновременно обязанности по вакантной должности судьи при наличии фонда экономии заработной платы может быть увеличен размер премий и надбавок за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (Российская юстиция. 2003. N 8. С. 68).
В соответствии со статьей 282 заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
Статья 284 устанавливает продолжительность рабочего времени для лиц, работающих по совместительству: до четырех часов в день и 16 часов в неделю. Следовательно, при работе по совместительству судья имеет право работать после основной работы, а это с учетом времени пешеходной доступности не ранее 18.30 (при условии работы с 9.00 до 18.00). Подобный график в вузах практикуется крайне редко либо в выходные дни. Оформление квалифицированного привлеченного специалиста в вузе осуществляется, как правило, на 0,25 ставки - с учетом замещения штатной должности и исчисления стажа работы в вузе, которые необходимы для присвоения ученых званий. Вместе с тем формирование учебной нагрузки для привлеченного крупного специалиста в юридической области возможно с минимальным количеством аудиторных часов, посредством широкого использования внеаудиторных форм - руководство аспирантами, подготовкой дипломных (выпускных квалификационных) и курсовых работ, участия в государственных экзаменационных комиссиях и так далее. Тем не менее с учетом особого статуса судьи его работа в выходные дни должна быть исключением, вызванным крайними обстоятельствами, поскольку значительная нагрузка по основному месту работы судейской деятельности требует достаточного отдыха в выходные дни, в том числе и время для самообразования (поддержания уровня знаний).
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки, либо на других условиях, определенных трудовым договором. Поскольку труд педагогических работников государственных учреждений оплачивается на основе единой тарифной сетки, совместителям устанавливается оплата труда пропорционально отработанному времени (часовой нагрузке). Вместе с тем в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).
Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе (статья 286 Трудового кодекса Российской Федерации).
11. Подводя итог сказанному, следует отметить, что оплачиваемая работа судьи, в том числе и по совместительству, сугубо индивидуальна и носит по общему правилу экстраординарный характер. Отсюда и оговорка, обусловленность формулировки данной статьи Кодекса: "не в ущерб интересам правосудия". Кроме того, при осуществлении платной деятельности судья должен избегать каких-либо преимуществ при определении размера вознаграждения, вызванного его высоким статусом. Оплата труда судьи должна быть эквивалентна оплате труда привлеченных специалистов соответствующей квалификации.
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЬИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩЕГО КОДЕКСА




Вернутся в раздел Комментарии к законам