Комментарии к законам

Статья 9. Особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова. 1. Судья пользуется свободой слова, вероисповедания, правом участия в ассоциациях и собраниях. При этом он должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять независимость и беспристрастность.



2. Судья обладает свободой создавать ассоциации судей или другие организации и правом вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости.
3. Судья должен подать заявление о приостановлении своих полномочий в случае выдвижения кандидатом в депутаты органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.
Комментарий к статье 9
1. Часть 1 статьи 9 воспроизводит принцип 8 "Основных принципов, касающихся независимости судебных органов", а часть 2 - принцип 9 того же международного акта.
2. Справочно: Словарь Ожегова: "Уважение - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств. Достоинство - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе. Независимый - не находящийся в подчинении, свободный".
3. Всеобщая декларация прав человека гарантирует основные права и свободы. "Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов" предусматривают, что судьи, подобно прочим гражданам, имеют право на свободу собраний и ассоциаций, при условии, однако, что, пользуясь этими правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы сохранять достоинство своего звания и не ставить под сомнение беспристрастность и независимость судебной власти (принцип 8).
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом судья должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять независимость и беспристрастность.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации.
4. В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Статья 4 устанавливает, что Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Часть 3 статьи 2 предусматривает, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Статья 13 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" гласит: общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений в статусе общественного объединения.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями.
Поскольку участие судей в предпринимательской деятельности запрещено в любой форме, то судья может участвовать только в деятельности ассоциации, созданной некоммерческими организациями. Статус таких ассоциаций определяется статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Членами ассоциации могут быть только юридические лица.
На основании вышеизложенного следует отметить, что формулировка Кодекса "участие в ассоциациях" применительно к судье некорректна. Аналогично применительно к части 2 комментируемой статьи - свобода создания ассоциации судей.
6. В соответствии со статьей 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Часть 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе в форме общественных или религиозных организаций (объединений). В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Таким образом, цель создания организации для судьи носит исключительный характер в соответствии с Кодексом - защита прав, законных интересов, совершенствование профессиональной подготовки.
7. Комментируемая часть 2 статьи 9 Кодекса воспроизводит принцип 9 "Основных принципов, касающихся независимости судебных органов". Однако в нем устанавливаются не особенности поведения судей, а право судей, что вряд ли оправданно включено в Кодекс, носящий иной целеполагающий характер. Вместе с тем участие судьи в данной узконаправленной, профессиональной общественной деятельности определяется тремя обстоятельствами: необходимостью защиты своих интересов, совершенствованием профессиональной подготовки, сохранением судейской независимости. Иные цели деятельности данных общественных организаций недозволительны. То есть право судьи создавать ассоциации судей или другие организации и право вступать в них носит ограниченный характер.
Термин "другие организации" следует понимать в контексте законодательства об общественных объединениях с учетом их специального профессионального и целеориентированного судейского статуса.
Следует учитывать и положение пункта 1.8 Европейской хартии о статусе судей о том, что судьи присоединяются через своих представителей и профессиональные организации к решениям, касающимся управления судебными органами, определения их средств и распределения их в рамках страны и на местном уровне.
В данном случае в соответствии с российским законодательством судья участвует в публичной деятельности прежде всего через органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; квалификационные коллегии судей.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает, что профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 особенности применения Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в отношении профсоюзов, объединяющих судей, определяются соответствующим федеральным законом.
Федеральные законы о статусе судей и о судебной системе не регламентируют права судей на участие в профсоюзах. Следовательно, поскольку Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" носит общий характер и прямо указывает, что возможны особенности в отношении профсоюзов судей, то можно сделать вывод о правомочности создания профсоюзных организаций судей и их участии в профсоюзной деятельности, что подтверждается частью 5 пункта 3.3 Типовых правил внутреннего распорядка судов (запрет образовывать в суде структуры общественных объединений за исключением профсоюзов).
9. В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Части 3 - 4 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливают, что полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случае участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, а также избрании судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Норма комментируемой статьи Кодекса вводит более высокие требования к судье в сравнении с вышеуказанным Законом:
во-первых, это обязанность судьи: "судья должен" предпринять активные действия и самостоятельно уведомить квалификационную коллегию судей о наступлении данного обстоятельства. Неподача заявления о приостановлении своих полномочий влечет ответственность в соответствии с Кодексом;
во-вторых, вводится дополнительная разновидность публичной деятельности, занятие которой влечет приостановление полномочий судьи: выдвижение в депутаты представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.
Заявление о приостановлении полномочий подается на самой первой активной стадии выборного процесса - при выдвижении кандидатом. Целесообразность подобного не вызывает сомнений, поскольку данный вид действий гражданина не совместим со статусом судьи как представителя иной ветви власти. В соответствии с избирательным законодательством факт выдвижения должен быть зафиксирован соответствующей избирательной комиссией.
Так, статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дает следующее определение: "Выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность".
В соответствии со статьей 32 граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
Согласно статье 33 кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Таким образом, в случае выдвижения судья письменно дает согласие на прекращение своей судейской деятельности после избрания.
10. Право судьи на участие в публичной деятельности органов власти: выдвижение кандидатом в депутаты органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления - относится к политическим правам. Включение данного пункта в статью 9, имеющую иное целевое название, нелогично. Для этого более подходит статья 8.
11. Иная выборная должность - например, должность Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главы муниципального образования или главы местной администрации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам