Комментарии к законам

Статья 8. Общие требования, предъявляемые к судье во внеслужебной деятельности. 1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.



2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и настоящего Кодекса.
3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.
4. Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.
5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.
6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.
7. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.
Комментарий к статье 8
1. Справочно: Словарь Ожегова: "Порядочность - честность, неспособность к низким, антиморальным, антиобщественным поступкам. Честный - добросовестный, проникнутый искренностью и прямотой".
Безусловно, это общее моральное требование к государственному служащему любого ранга.
2. Часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Таким образом, Закон запрещает предпринимательскую деятельность для судьи, а также все иные оплачиваемые виды деятельности. Исключение - научная, преподавательская, литературная и иная творческая деятельность. См. комментарий к статье 10 Кодекса.
В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", полномочия судьи прекращаются в связи с занятием деятельностью, не совместимой с должностью судьи.
Статистика: 82 судьи выбыло из судейского сообщества по причине поступления на работу, не предусмотренную статьей 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (из доклада Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В.В. Кузнецова на VI Всероссийском съезде судей).
3. Статья 19 Конституции Российской Федерации гласит: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 30 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому право на объединение.
Комментируемая норма вводит дополнительные ограничения для участия в общественной деятельности: если последняя не наносит ущерба авторитету суда - независимости, беспристрастности и так далее, а также надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.
См. также комментарий к части 2 статьи 9 Кодекса.
4. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
При взаимодействии с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления следует избегать попыток влияния на судью со стороны должностных лиц органов власти. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов констатирует: "Иногда попытки такого давления встречаются. Не всегда судьи могут проявить должную степень твердости по отношению к подобным "обращениям". Многие руководители, многие чиновники даже не скрывают, что они позволяют себе так обращаться с судьями, что, конечно, не способствует торжеству правосудия в нашей стране" (Выступление на "Радио России" 3 марта 2005 г. // Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru).
Поэтому высказываются предложения ввести журнал учета обращений к судье граждан, должностных лиц по любому вопросу профессиональной деятельности судьи, с обязанностью судьи фиксировать данные обращения в журнале. "Судья должен перед началом процесса объявить круг заинтересованных лиц. Я получил письмо от такого-то. Мне звонил такой-то. Эта мера результативна, потому что судьи будут опасаться подобные обращения скрывать. Это ведь может быть контролируемое обращение", - отмечает А.А. Иванов (Камакин А., Сухова С. Главный арбитр // Итоги. 2005. 16 авг. N 33 (479)). В связи с этим готовится законопроект с изменениями в Закон о статусе судей.
Вместе с тем судья имеет право, а в некоторых случаях обязан взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства.
В равной степени положения части 4 комментируемой статьи Кодекса во взаимосвязи с частью 1 распространяются на контакты с любыми иными государственными и негосударственными структурами и лицами.
В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка судов, судья должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей.
5. Данная норма накладывает ограничения на политические права и свободы гражданина.
Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" устанавливает, что деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях.
В соответствии с п. 3.3 Типовых правил внутреннего распорядка судов, судье запрещается образовывать в суде структуры политических партий и общественных объединений (за исключением профсоюзов), использовать свое служебное положение в их интересах.
6. Справочно: Словарь Ожегова: "Репутация - создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-нибудь".
"Обстоятельство, которое заслуживает внимания, - это ближайшее окружение... Естественно, что в нем не должно быть осужденных лиц, находящихся не в ладу с законом, людей, ведущих аморальный образ жизни... В каких-то случаях можно ближний круг знакомых поменять, но как быть с членами семьи? В российской глубинке, где все друг друга знают, немыслимо заниматься правосудием, если каждый может упрекнуть судью, что он не так воспитал сына, что у него супруг - пьяница, что он дружит и проводит свободное время в кругу жуликов. Здесь масса нюансов, на которые следует обратить внимание, поскольку от них зависит авторитет судебной власти" - отмечает О. Марков (Российская юстиция. 2001. N 11. С. 45).
7. Так, в соответствии с "Общими принципами служебного поведения государственных служащих" при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.
Высказывается точка зрения о введении подобной практики и для судей, а также создании структур собственной безопасности в судебных органах.
Например, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.М. Лебедев считает: "Не должно быть и таких ситуаций, когда супруг или родственники судьи извлекают какую-то выгоду благодаря своей близости к служителю правосудия, "неформально" представляют интересы какой-либо из сторон в процессе".
8. Высказываются предложения о введении для судьи обязанности представления декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации.
Вместе с тем подобная обязанность была установлена Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе".
В целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, и впредь до принятия соответствующих федеральных законов признавалось необходимым ежегодное представление лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (в том числе Президентом Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Правительства Российской Федерации), сведений о своих доходах и принадлежащем им имуществе.
Формулировка части 3 Указа: "Установить, что в случае назначения гражданина на государственную должность Российской Федерации (кроме судей федеральных судов), государственную должность федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти, если назначение на эти должности и освобождение от этих должностей осуществляет Президент Российской Федерации, организация проверки сведений, названных в пункте 2 настоящего Указа, и соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений производится Управлением кадров Президента Российской Федерации", - не исключает судей из числа лиц, на которых возложена обязанность представления подобных сведений, а лишь предусматривает иной порядок организации проверки. Однако пункт 7 Указа исключил судей федеральных судов из этого числа.




Вернутся в раздел Комментарии к законам