Комментарии к законам

Статья 6. Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации. 1. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.



2. Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие.
Комментарий к статье 6
1. Статья определяет правила поведения судьи во взаимоотношениях со средствами массовой информации.
Принцип 15 "Основных принципов, касающихся независимости судебных органов" гласит: судьи обязаны хранить профессиональную тайну относительно своих совещаний и конфиденциальной информации, полученной в ходе работы вне открытого судебного разбирательства. Они не могут быть принуждены давать показания по этим вопросам.
2. Кодекс запрещает публично комментировать судебные решения, не вступившие в законную силу, и решения других судей. Публично - то есть на публику: в кругу лиц, не являющихся судьями или работниками суда, членами судейского сообщества. Следует согласиться, что они могут быть предметом обсуждения в профессиональном кругу, но только с самими судьями и только с профессиональной (без привязки к конкретному субъекту) точки зрения. Здесь должна проявляться корпоративность в хорошем смысле этого слова. Однако представляется, что судья может воздерживаться от комментариев по делу и в дальнейшем, а эти функции выполнять пресс-секретарь суда или председатель. Так, П. Одинцов предлагает в этих целях введение штатных пресс-секретарей и института спикеров - работников судебной системы высокого уровня, готовых оперативно и легитимно комментировать актуальную проблематику (Российская юстиция. 2004. N 6. С. 18 - 19). Председатель Ростовского областного суда, заслуженный юрист Российской Федерации В.Н. Ткачев считает, что судья должен обладать правом подготовки резюме или коммюнике, разъясняющего существо решения для публики (Закон. 2005. N 5. С. 118).
Представляется оправданным, что судья не может высказывать свое мнение по делу или считать какое-либо обстоятельство доказанным без его исследования в судебном заседании и вступления постановления в законную силу.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.М. Лебедев отмечает: "Важной гарантией беспристрастного поведения судьи и принятия справедливых решений служит социальный контроль в условиях гласности (открытости) судебного разбирательства. Публичный характер правосудия, обеспечивающий его наглядность и способствующий контролю со стороны общества, имеет и то достоинство, что стимулирует судью контролировать свое поведение, соблюдать нормы закона, достойно "играть" роль судьи. Судья, будучи справедливым по сути, своим поведением в открытом гласном процессе должен подтверждать это качество. Суд над человеком предполагает его право быть услышанным судьей и согражданами, право объяснить им суть своих поступков и рассчитывать на понимание. В обстановке гласности значительно снижается вероятность осуждения невиновного или назначения ему несоразмерно сурового наказания. Все международные нормы, касающиеся осуществления правосудия, указывают на гласность как непременный элемент его справедливости".
4. Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации. Цензура запрещается. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с частью 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Вместе с тем в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.
Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений являются необходимыми ограничениями свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
5. В статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации":
под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательство о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации является частью законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Под федеральными органами государственной власти в том числе понимаются Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Под государственным федеральным средством массовой информации - средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти.
В соответствии со статьей 11 Закона, государственные аудиовизуальные средства массовой информации при формировании программной политики должны предусматривать в иных публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, о разрешении дел и споров судами.
Органы государственной власти, их должностные лица могут выступать инициаторами распространения таких программ в соответствии с законодательством о телерадиовещании.
Тематические теле- или радиопрограммы государственных средств массовой информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации не могут прерываться рекламными материалами или сообщениями.
7. В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
Порочащими признаются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или организацией действующего законодательства или моральных принципов (совершении нечестного поступка, неправильного поведения в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и тому подобное), которые умаляют их честь и достоинство (см.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 11. Прим. автора - Постановление утратило силу).
Пункт 2 части 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, предусматривает опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам.
Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Статья 46 Закона "О средствах массовой информации" устанавливает, что гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом (статья 62).
8. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. N 60 одобрена Концепция информационной политики судебной системы. Концепция информационной политики судебной системы Российской Федерации является выражением официальных взглядов судейского сообщества России на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации (информационных ресурсов), субъектов, осуществляющих сбор, и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных и правовых отношений.
Советом судей Российской Федерации, судейским сообществом сделан обоснованный вывод о том, что сложности проведения судебной реформы, утверждения подлинно независимого и самостоятельного правосудия в государстве не находят адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации. В результате на сегодняшний день у общественного мнения нет полного представления об остроте проблем, с которыми сталкивается судебная система, понимания необходимости путей их решения.
В целом ряде случаев судебная система остается в информационной блокаде, что лишает ее возможности публично отстаивать свои интересы, делает уязвимой и, в известной степени, зависимой от интересов как отдельных социальных групп, так и конкретных лиц. Серьезный урон авторитету судов наносят некомпетентные, тенденциозные, нередко заданные выступления отдельных средств массовой информации. Все это, в конечном счете, противоречит интересам общества, подрывает веру граждан в судебную власть и правосудие.
Следует признать, что такое положение дел отчасти является следствием информационной закрытости судов. Между судьями и журналистами зачастую нет взаимопонимания, складываются настороженные, а порой и конфликтные отношения.
При этом судейское сообщество исходит из того, что интересы судебной системы, средств массовой информации и иных институтов гражданского общества в информационной сфере не противоречат друг другу в принципиальном плане и должны определяться сбалансированностью взаимных интересов, которая заключается в:
- реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе о деятельности судебной системы, на использование такого рода информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;
- реализации конституционных норм о нераспространении информации о частной жизни граждан, в том числе, ставшей достоянием судебного следствия и разбирательства, без их согласия;
- беспрепятственном осуществлении профессиональной деятельности работников средств массовой информации по сбору, формированию и распространению информации о деятельности судов;
- соблюдении журналистами обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, в части, касающейся освещения деятельности судебной системы, судей и органов судейского сообщества;
- праве судебной системы на объективное и достоверное освещение ее деятельности;
- осуществлении контроля органами государственной власти за соблюдением порядка освещения деятельности органов судебной власти в государственных средствах массовой информации.
В связи с этим представляется необходимым:
- регулярно оповещать пресс-службами журналистов о времени проведения судебных заседаний по делам, представляющим повышенный общественный интерес;
- предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале судебного заседания, вести записи по ходу судебного процесса. При этом фото-, кино- и видеосъемки в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе установить их продолжительность и порядок;
- выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководителей средств массовой информации, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, принимающих участие в деле, и при наличии ходатайства редакции журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренными в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат.
Отдельной проблемой остается необходимость правового регулирования ряда вопросов отношений судов и прессы, в том числе связанных с:
- установлением ответственности СМИ за распространение недостоверной информации о правонарушениях, совершенных гражданами;
- определением публикаций, являющихся оказанием давления на суд;
- публикацией негативных материалов о деятельности судов, размещаемых в СМИ на коммерческой основе.
Представляется, что регулирование этих и иных вопросов необходимо осуществить путем внесения соответствующих поправок в законодательство о средствах массовой информации.
9. В соответствии с Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. N 79 "О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей" к числу принципов регулирования конфликтов со средствами массовой информации относятся:
- необходимость реагирования: судейское сообщество исходит из того, что объективное освещение деятельности судов и судей соответствует не только законным интересам судейской корпорации, но и является важной социальной функцией, обязанностью средств массовой информации, формирующих общественное мнение. В силу этого представляется необходимым реагировать на все случаи необъективного освещения деятельности судов и судей;
- адекватность реагирования: решение о выборе способа защиты нарушенного права судьи в названных случаях необходимо принимать с учетом всех обстоятельств инцидента, а также его эффективности и целесообразности в каждом конкретном случае. Очевидно, что используемые методы реагирования должны быть адекватными характеру распространенных сведений и использоваться в комплексе. При этом следует учитывать, что в целом ряде случаев распространение средствами массовой информации недостоверных сведений о деятельности судей и судов обусловлено не только личными пристрастиями или интересами журналистов, но и их недостаточной правовой грамотностью;
- персонификация реагирования: решение о характере реагирования на негативные выступления средств массовой информации в каждом случае принимается судьей самостоятельно, на основе тех законных прав, которыми он обладает как гражданин. Однако в силу этических и нравственных норм, особого статуса носителя судебной власти личное обращение судьи в правоохранительные органы или в средства массовой информации по вопросам защиты его чести и достоинства целесообразно в тех случаях, когда иные способы реагирования исчерпаны или не представляются возможными.
Основные формы регулирования конфликтов: использование положений законодательства о средствах массовой информации; обращение к судебным приставам; обращение в суд; обращение в органы прокуратуры.
По мнению Председателя Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, члена Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Комарова А.Н.: "Большое значение имеет формирование общественного мнения именно судами. Необходимо создание такого правового пространства, в котором решения судов были бы предсказуемы, чтобы любой юрист, проанализировав сформировавшуюся судебную практику, мог бы прогнозировать результаты разрешения спора. Построить же такое пространство можно лишь одним способом - создав абсолютно открытую судебную систему" (Информирование общественности о деятельности судов // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: www.supcourt.ru).
10. В соответствии с Постановлением Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. N 52 была образована Комиссия Совета судей Российской Федерации по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации (о создании комиссий Совета судей Российской Федерации см.: Постановление Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. N 52 // Российская юстиция. 2001. N 7).
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Заключительном слове на VI Всероссийском съезде судей отметил: "Нужно своевременно и в полном объеме информировать общественность. Тогда у тех, кто пытается давить на суд через СМИ, не будет аргументов..." (Российская юстиция. 2005. N 1 - 2. С. 27).




Вернутся в раздел Комментарии к законам