Комментарии к законам

Статья 13. Государственная регистрация общества. Комментарий к статье 13



Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулирует Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что и указано непосредственно в ст. 1.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <*>, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС России.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (в ред. ФЗ 2003 и 2004 гг.) <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864.
Согласно п. 7 указанных Правил, внесение записи в Государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством РФ. Регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю указанный документ и выписку из Государственного реестра по форме согласно приложению N 5 не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
В п. 8 Правил установлено, что государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) и используется в качестве номера регистрационного дела этого юридического лица.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании установлен гл. IV Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) приведена в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110). Порядок заполнения заявления формы N Р11001 приведен в ч. II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя".
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В отношении порядка государственной регистрации юридических лиц при их создании ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено следующее:
государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13);
представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 указанного Федерального закона (п. 2 ст. 13);
государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 указанного Федерального закона (п. 3 ст. 13), т.е. в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Особенности государственной регистрации кредитных организаций определены ст. 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федеральных законов от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ):
кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" специального порядка государственной регистрации кредитных организаций;
решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
за государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (т.е. сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.
Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций установлен Инструкцией Центрального банка РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями, а также порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной на территории Российской Федерации кредитной организации за счет средств нерезидентов определены Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов".
Министерством РФ по налогам и сборам N БГ-16-09/86 и Банком России N 01-33/2202 26 июня 2002 г. утвержден Регламент взаимодействия Министерства РФ по налогам и сборам и Центрального банка РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций <*>, который устанавливает порядок взаимодействия по вопросам государственной регистрации кредитных организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитных организаций, а также изменений, касающихся сведений о кредитных организациях, но не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Банка России. 2002. N 38.
Глава III. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА.
ИМУЩЕСТВО ОБЩЕСТВА




Вернутся в раздел Комментарии к законам