Комментарии к законам

Статья 4. Обязанности судьи при осуществлении правосудия. 1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.



Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.
2. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было.
При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.
3. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.
4. Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.
5. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.
Комментарий к статье 4
1. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства. Данный конституционный принцип ставится во главу угла всей судебной работы.
В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Статья 46 Конституции Российской Федерации целиком посвящена функции суда: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
2. Права и свободы человека и гражданина первичны, даже по отношению к интересам государства, органов власти, корпоративным интересам. Смысл публичной власти - защитить права и свободы граждан. Суд как носитель публичной власти как никто другой призван обеспечить это, отстаивая права и свободы человека и гражданина, соблюдая баланс общественных и частных интересов. Граждане должны видеть в суде не просто очередной государственный орган, бюрократическую машину, а справедливого арбитра в спорах, в том числе и с самим государством.
3. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Кодекс практически повторяет данную рекомендацию.
4. "Профессионализм судьи - совокупность знаний, интеллекта, культуры, нравственно-психологических качеств, которые ему необходимы для полноценного исполнения должностных обязанностей" (из выступления председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В.В. Кузнецова на VI Всероссийском съезде судей).
"Судья-профессионал - это человек высоких нравственных качеств, с безупречной репутацией, лишенный симпатий и антипатий к сторонам в процессе, во всяком случае, не проявляющий их внешне и тем более в своих решениях. Профессионализм судьи - это умение не создавать своими действиями конфликта, быть терпеливым, ограничивать себя даже в простых житейских ситуациях. Поэтому эти профессиональные качества должны быть присущи любому судье - и начинающему, и имеющему опыт", - отмечает О. Марков (Российская юстиция. 2001. N 11. С. 43).
Одна из задач судопроизводства - своевременность рассмотрения дел ("в установленный законом срок"). К сожалению, пропуск сроков, установленных процессуальным законодательством, в силу ряда обстоятельств объективного и субъективного свойства имеет общераспространенный характер в российской судебной системе. При наличии виновных действий (бездействия), судья должен нести безусловную дисциплинарную ответственность за волокиту при рассмотрении дела. Так, Президиум Совета судей Российской Федерации в своем Постановлении от 12 февраля 1997 г. указал, что, "поскольку сроки рассмотрения дел регламентируются процессуальными законами, волокита, допускаемая судами, ущемляет интересы граждан и подрывает авторитет судебной власти" (Российская юстиция. 1997. N 4).
Зачастую судьи оправдывают пропуск процессуальных сроков большой загруженностью. Подобное действительно имеет место в стране, крайне отрицательно сказываясь на реализации прав граждан. В.Ф. Яковлев, советник Президента Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, считает, что "если суды перегружены, то нет ни доступности, ни качества принимаемых решений" (Хозяйство и право. 2005. N 7. С. 8).
К числу причин, оказывающих существенное влияние на соблюдение сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел, относятся, в частности, такие факторы, как увеличивающаяся из года в год нагрузка на суды по рассмотрению дел, отсутствие необходимого числа заседателей, ненадлежащее кадровое и ресурсное обеспечение судебной деятельности, уклонение многих адвокатов от участия в рассмотрении дел, неявка в суд свидетелей и потерпевших по неуважительным причинам и неисполнение органами внутренних дел судебных поручений о принудительном приводе указанных лиц, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.
Вместе с тем наряду с указанными обстоятельствами причинами нарушения процессуальных сроков разрешения дел являются упущения в работе самих судов. Прежде всего это связано с неудовлетворительной организацией судебных процессов, влекущей отложение разбирательства дел, снижением исполнительской дисциплины, ненадлежащим контролем за деятельностью судей и работников аппарата со стороны председателей соответствующих судов. Эти и другие недостатки в работе судов приводят к волоките в разрешении дел, что вызывает неоправданные дополнительные материальные затраты и обоснованные жалобы участников процесса.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 10 июня 1999 г. на основании сообщения Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева решено: "Обратить внимание председателей квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации на то, что преднамеренное грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее волокиту при рассмотрении дел и существенно ущемившее право граждан на судебную защиту, должно рассматриваться как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, и с учетом конкретных обстоятельств влечь прекращение полномочий судьи" (Российская юстиция. 2002. N 10).
Значительная загруженность судьи, отсутствие технических возможностей для своевременного рассмотрения дела сами по себе не являются факторами, исключающими дисциплинарную ответственность, а должны быть дополнены конкретными подтверждающими доказательствами со стороны судьи - принятием им всех возможных и необходимых мер для своевременного рассмотрения дел и материалов, в том числе постановкой вопроса перед председателем соответствующего суда о значительной нагрузке либо иных обстоятельствах, приводящих к пропуску процессуальных сроков.
Практика: В соответствии с разъяснением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, возможно прекращение полномочий судьи по основанию профессиональной непригодности с учетом требований Кодекса в случае, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о том, что его действия умаляют авторитет судебной власти (Российская юстиция. 2001. N 7. С. 43).
Статистика: "В большинстве случаев дисциплинарными проступками судей и руководителей судов признавались грубые или систематические нарушения процессуальных законов, повлекшие волокиту при рассмотрении судебных дел, фальсификация правовых актов, недостойное поведение" (из доклада Председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В.В. Кузнецова на VI Всероссийском съезде судей).
5. Право на справедливое разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона".
Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (статья 10) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 14).
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.М. Лебедев считает, что "проблема беспристрастности судьи может быть решена посредством соблюдения ряда условий объективного и субъективного свойства. К числу объективных условий следует отнести последовательное обеспечение государством принципа разделения властей, гарантирующего самостоятельность судебной власти, независимость судьи при осуществлении правосудия, создание реальных условий такой независимости... Субъективные критерии беспристрастности судьи определяются его личными качествами, поведением в судебном разбирательстве и за его пределами" (Российская юстиция. 2001. N 6. С. 2 - 3).
6. Статья 19 Конституции Российской Федерации предусматривает: "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Статья 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" фактически повторяет данную конституционную норму: "Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям".
Практика: В практике Европейского суда по правам человека сложились определенные принципы, касающиеся независимости и беспристрастности судов. Суд установил, что требование "беспристрастности" имеет два аспекта. Во-первых, судья должен быть субъективно свободен от личных предубеждений или пристрастий. Во-вторых, он должен быть объективно беспристрастен, т.е. гарантированно исключать какие-либо обоснованные сомнения в этом отношении. Европейский суд также указал, что для веры в независимость и беспристрастность суда важны их внешние признаки, поскольку под вопросом находятся уважение и авторитет, которые суды в демократическом обществе должны внушать общественности. Для этого следует учитывать также и вопросы их внутренней организации. Решающим является вопрос: могут ли опасения заявителя считаться объективно обоснованными (см.: Л. Сайкин, Б. Грузд. Невозможно быть беспристрастным, рассматривая отвод самому себе // Российская юстиция. 2003. N 11).
7. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.
Так, в рамках одного из дел по воспрепятствованию правосудию были опрошены даже председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов и весь его секретариат, который заявил: "Многие граждане, видимо, по старинке считают, что большой начальник может снять трубку и отдать приказ судье. Что делать судье, если на него пытаются надавить? Это вопрос к каждому конкретному судье, многое зависит от того, как он относится к своей профессии. Если он честный профессионал, если он уважает себя как представителя судебного корпуса, то ему все равно, звонят ему или не звонят, требуют или нет... У нас есть все возможности оградить судей от так называемого телефонного права. Возможно, приговор суда послужит уроком для многих..." (Куликов В. Телефонное право подсудно // Российская газета. 2005. 6 сент. С. 1).
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
8. Беспристрастность судьи выражается в одинаково ровном отношении в процессе судебного разбирательства, вынесении решения по делу к лицам, вне зависимости от их имущественного, должностного или иного положения. На профессиональную деятельность судьи не должны влиять факторы, исходящие со стороны кого бы то ни было, в том числе коллег либо руководства суда, родственников, друзей или знакомых судьи. Отметим: в принятом варианте Кодекса, в отличии от проекта, отсутствует упоминание о "родственниках, друзьях или знакомых", что, однако, не меняет сути проблемы.
Позиция судьи, предписываемая Кодексом, должна быть активной: не допускать, противодействовать активным образом в установленных процессуальных формах. Конечно, это не касается случаев, когда суд в соответствии с процессуальным законодательством должен выполнить указание вышестоящего суда. Таким образом, беспристрастность - условие объективного, всестороннего рассмотрения дела и вынесения справедливого, обоснованного и законного решения.
9. Российская Федерация с точки зрения международных стандартов в области народонаселения - мононациональное государство, в котором преобладает русское население. Вместе с тем в нашей стране по данным Всероссийской переписи населения 2002 года проживают 142 национальности и 40 входящих в них этнических групп. В судебном процессе помимо граждан России участвуют граждане иностранных государств и апатриды различных рас, национальностей и вероисповеданий, атеисты. Поэтому при исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера. Здесь "предубеждения" понимается в смысле "предпочтения" либо "неприязнь" к кому-либо в силу определенных факторов - субъективного отношения судьи к человеку того или иного пола, расы, национальности, религии.
10. Данная часть статьи 4 Кодекса взаимосвязана с соответствующим процессуальным законодательством, предусматривающим институт отвода судьи по инициативе участников процесса либо по инициативе самого судьи. Очевидно, что обязанность судьи в соответствии с законом и Кодексом - решить вопрос о своей беспристрастности в исходе дела. Согласно закону судья не может участвовать в рассмотрении дела, если является потерпевшим, гражданским истцом и гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика, лица, производившего дознание, следователя, обвинителя, защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Судья не может участвовать в деле, если является родственником перечисленных выше лиц, а также когда имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.
11. Судья при принятии им решения по делу должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, позиции государственных органов, от опасений перед критикой его деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 24 февраля 2005 г. N 3) следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.
Лицо, которое полагает, что высказанное оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, затрагивает его права и законные интересы, может использовать предоставленное ему пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 46 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" право на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку.
Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского суда по правам человека, следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
12. Справочно: Словарь Ожегова: "Терпимый - умеющий без вражды относиться к чужому мнению, характеру. Вежливый - соблюдающий правила приличия, учтивый. Тактичный - обладающий тактом. Такт - чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом. Уважительный - оказывающий уважение кому-нибудь. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств".
Европейская хартия о статусе судей устанавливает, что при исполнении своих полномочий судья должен проявлять расположение и уважение к людям (пункт 1.5).
Нравственные и этические требования, предъявляемые к судье, тесным образом переплетаются с его процессуально-правовыми обязанностями. Плохо отправлять правосудие - безнравственно. В процессе судья не должен проявлять неприязнь, брезгливость, нетерпимость, предвзятость, несдержанность. Судебное заседание, начатое без опоздания, проведенное ровно и спокойно, без нравоучений, повышает авторитет судьи. Профессионализм судьи - это умение своими действиями не создавать конфликта, быть терпеливым, ограничивать себя даже в простых жизненных ситуациях. Умение слушать и слышать - величайший дар, который судья может преподнести людям, пришедшим к нему. Судья должен требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве, в том числе от прокурора и адвокатов, в той степени, которая соответствует их роли в состязательном процессе (см. Нравственные начала судейской профессии // Российская юстиция. 2001. N 11 - 12. С. 43 - 45).
13. Комментируемая норма корреспондирует принципу 15 "Основных принципов, касающихся независимости судебных органов" и положению пункта 1.5 Европейской хартии о статусе судей: при исполнении своих полномочий судья должен хранить тайны, сохранность которых доверена ему по закону.
Кроме того, в соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка судов, утвержденными Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101, судья обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей и затрагивающие частную жизнь граждан.
Данная норма аналогична норме пункта 9 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Причем подобные ограничения сохраняются и после увольнения с гражданской службы.
14. Понятие "информация" содержится в статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В соответствии со статьей 10 государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом к категории ограниченного доступа.
Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает, что защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается:
- в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
- в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;
- в отношении персональных данных - федеральным законом.
Информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
15. В соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Обязанность возместить причиненные убытки возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору.
16. Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" использует следующие понятия:
- коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
- информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
В соответствии со статьей 6, в случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. На документах, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя.
Таким образом, судья может получить доступ к конфиденциальной информации как в ходе процесса по иску государственного органа, органа местного самоуправления, так и по собственной инициативе в установленном процессуальном порядке.
Статья 13 устанавливает, что должностные лица органов государственной власти, государственные или муниципальные служащие без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представляется, что требование о неразглашении конфиденциальной информации в равной степени распространяется и на судью, получившего ее при исполнении своих обязанностей.
17. Статья 85 "Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника" Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации введен ряд ограничений при обработке, хранении и передаче данной информации. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
18. Очевидно, что в Кодексе речь идет об информации ограниченного распространения, в том числе личного характера. Точка зрения ряда авторов, что любая информация, оглашенная в открытом заседании, может быть предана гласности, должна быть сопряжена с обязанностью судьи ознакомить лиц, участвующих в деле, с их правом мотивированно заявить об отнесении той или иной информации к информации ограниченного распространения и обязанностью судьи принять решение по данному вопросу.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР утратил силу с 1 июля 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2001 N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Так, Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев отмечал: "Возможность проведения закрытых судебных заседаний предусмотрена и международными нормами, причем в более широком объеме, нежели в российском законодательстве. Статья 18 УПК разрешает проводить закрытое судебное разбирательство, когда необходимо предотвратить разглашение государственной тайны, по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, половых преступлениях, а также по другим делам в целях неразглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. При этом приговоры и решения суда во всех случаях провозглашаются публично.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебные разбирательства или часть его по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия". Нетрудно заметить, что приведенная норма предусматривает более широкий круг оснований, позволяющих проводить закрытое судебное заседание, чем российское процессуальное законодательство...
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР утратил силу с 1 июля 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 14.11.2002 N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Действительно, при решении вопросов гласности, открытости порой сталкиваются два защищаемых законом интереса - личный и общественный. Достаточно часто личный, а иногда и профессиональный, коммерческий интересы требуют конфиденциальности, а общественный - открытости. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам защиту их достоинства, неприкосновенности частной жизни (что значительно шире интимной жизни, защищаемой УПК и ГПК), запрещает использование информации о частной жизни лица без его на то согласия, разрешает ограничивать права и свободы граждан федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отсюда можно сделать вывод, что соблюдение гарантированных прав и свобод человека при открытом слушании уголовных и гражданских дел - уже не этический, а правовой элемент. А потому, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в процессуальном законодательстве право сторон ходатайствовать перед судом о слушании дела в закрытом судебном заседании и установить круг оснований, позволяющих суду провести закрытое судебное заседание и в случаях, наиболее приближенных к требованиям норм международного права" (Лебедев В.М. Судейская беспристрастность и социальный контроль за судом // Российская юстиция. 2001. N 7).
Вместе с тем в целях повышения открытости судебной власти с учетом части 2 статьи 6 Кодекса высказываются предложения об увеличении объема информации, которая доступна для всех и может размещаться на интернет-сайтах, а те, в свою очередь, должны поддерживаться в актуальном состоянии. "Хотелось бы, чтобы на сайтах публиковались все судебные решения, а в дальнейшем суды перешли бы к размещению всех актов, принимаемых в рамках движения судебного дела, и целиком построили бы свою деятельность на принципе свободы доступа общественности к этим материалам. Причем существование таких сайтов - не самоцель, а элемент всей системы организации судебной работы, поскольку она должна быть построена изнутри таким образом, чтобы быть рассчитанной на открытость", - отмечает председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов (Лашкина Н. Обеспечение единообразия судебной арбитражной практики // : ежемесячный информационный бюллетень. 2005. N 8 (119)).
См. также комментарий к статье 6 Кодекса.
19. Статья 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" дает определение понятию "государственная тайна" - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
20. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. В их число входят:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;
21. В соответствии с частью 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 судебной защите подлежат не только честь, достоинство и деловая репутация (статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и другие нематериальные блага, перечисленные в статье 150 этого Кодекса, нарушенные в связи с распространением о гражданине сведений, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией Российской Федерации и законами и распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.
В частности, при разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни истца в целях защиты общественных интересов на основании пункта 5 статьи 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Эта норма корреспондирует статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Если же имело место распространение не соответствующих действительности порочащих сведений о частной жизни истца, то ответчик может быть обязан опровергнуть эти сведения и компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации, на основании статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
22. Статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
23. Формулировка комментируемой статьи 4 Кодекса расширительная (шире понятия "тайна судопроизводства"): в принципе, судья не должен разглашать любую информацию, полученную в ходе как закрытого, так и открытого судебного разбирательства. Тайна судопроизводства охраняется законом, а в отдельных случаях профессиональными этическими нормами (например, пункт 4.6.2 Кодекса этики аудиторов России). Например, во взаимоотношениях с прессой целесообразно обсуждение вопросов права, а конкретные обстоятельства и оценки могут даваться иными участниками судебного разбирательства - адвокатами, прокурором и другими заинтересованными лицами. Такой подход определенного самоограничения публичной деятельности судьи более целесообразен в современной ситуации. Вместе с тем следует учитывать право граждан и журналистов на информацию.
См. комментарий к статье 6 Кодекса.




Вернутся в раздел Комментарии к законам