Комментарии к законам

Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений. 1. Генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.



Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
2. В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:
основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;
зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;
территории резерва для развития городского или сельского поселения;
иные меры по развитию территории городского или сельского поселения.
В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.
3. Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.
4. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.
5. При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.
6. Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом.
7. Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением (статьи 18 и 28 настоящего Кодекса).
В задании на разработку генерального плана городского или сельского поселения в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный генеральный план.
8. В период разработки нового генерального плана городского или сельского поселения действует ранее утвержденный генеральный план в части, не противоречащей правилам застройки.
9. В случае изменения законодательства Российской Федерации о градостроительстве необходимые изменения вносятся в генеральный план городского или сельского поселения.
10. Порядок участия субъектов Российской Федерации в реализации генерального плана городского или сельского поселения определяется по соглашению с соответствующими органами местного самоуправления.
Комментарий к статье 35
В комментируемой статье дается определение генерального плана городских и сельских поселений, раскрывается его содержание и основные условия разработки.
Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150 "Об утверждении Инструкции "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" содержит более подробную информацию, необходимую при составлении и утверждении генерального плана.
Генеральный план городских и сельских поселений - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, определяющая стратегию их градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Заказчиками генеральных планов поселений являются органы местного самоуправления.
В отдельных случаях заказчиком генеральных планов поселений могут выступать органы государственной власти субъектов Российской Федерации при передаче им соответствующих полномочий органами местного самоуправления.
Генеральные планы могут разрабатываться на город и его пригородную зону с целью обеспечения комплексного подхода к планированию территорий поселения и прилегающих к нему территорий смежных муниципальных образований.
Заказчиками генеральных планов города и его пригородной зоны являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Границы проектирования для генеральных планов определяются:
на уровне Российской Федерации - в консолидированных схемах градостроительного планирования федеральных округов (для генеральных планов Москвы и Санкт-Петербурга и их пригородных зон);
на уровне субъекта Российской Федерации - в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и их частей;
на уровне местного самоуправления - в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов.
При разработке генерального плана учитываются:
особенности поселения, в том числе численность населения, специализация его производственного комплекса;
значение поселения в системе расселения и административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и страны в целом;
особенности типов и форм собственности жилой застройки;
состояние инженерной и транспортной инфраструктур и направления их модернизации; природно-ресурсный потенциал; природно-климатические, национальные и иные особенности.
Генеральные планы исторических поселений и поселений, имеющих памятники истории и культуры, разрабатываются с учетом историко-архитектурных исследований, историко-архитектурных опорных планов этих поселений и проектов зон охраны памятников истории и культуры.
Графические материалы генерального плана включают: план современного использования территорий (опорный план); схему комплексной оценки территории; генеральный план (основной чертеж); схему зонирования территорий; схему транспортной инфраструктуры; схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Графические материалы генерального плана города с проектной численностью населения 500 тыс. человек и более выполняются в масштабе 1:25000 - 1:10000; города с проектной численностью населения 100 - 500 тыс. человек - в масштабе 1:10000 - 1:5000; города, другого поселения с проектной численностью населения от 10 тыс. до 100 тыс. человек - в масштабе 1:5000; города, другого поселения с расчетной численностью населения менее 10 тыс. человек - в масштабе 1:2000. Указанные масштабы могут быть уточнены заказчиком с учетом конкретной ситуации.
Перечень графических материалов и их содержание могут быть дополнены по согласованию с заказчиком.
В составе генерального плана могут разрабатываться дополнительные схемы, состав, содержание и масштаб которых определяются заданием на разработку генерального плана.
На плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются:
существующие границы поселения и предложения по их уточнению, зоны различного функционального назначения и использования;
земли федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной и частной собственности;
планировочная структура поселения;
распределение застройки по этажности и степени капитальности;
сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры;
линии высоковольтной электропередачи;
границы зон охраны памятников природы, истории и культуры, других объектов особого регулирования градостроительной деятельности, территории резерва.
На опорном плане также показываются границы оформленных отводов территорий для всех видов использования, а на проектном плане - территории и границы объектов первоочередной разработки градостроительной документации.
При разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки, на план современного использования территории (опорный план) наносятся проектируемые красные линии.
Схема комплексной оценки территории содержит оценку природно-ресурсного потенциала территорий, обеспеченности транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами, а также экологического состояния территорий.
На схеме комплексной оценки территории показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности - территории зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; зон особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарных, защитных и санитарно-защитных зон; водоохранных зон и прибрежных защитных полос; зон санитарной охраны источников водоснабжения; зон залегания полезных ископаемых; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; зоны различной градостроительной ценности территорий, иные зоны, установленные в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и влияющие на осуществление градостроительной деятельности.
При наличии сложных инженерно-геологических условий схема дополняется инженерно-геологическими и гидрогеологическими картами, а при сейсмичности 7 баллов и более - картами сейсмомикрорайонирования. Для поселений, расположенных в районах Крайнего Севера, дополнительно показываются данные оценки радиационно-теплового режима, ветрового режима и геокриологических процессов.
На схеме зонирования территорий с учетом ограничений на ее использование, указанных в п. 10 данной статьи, показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования их территорий: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иные зоны режимных территорий, иные зоны в соответствии с местными условиями, а также зоны особого регулирования градостроительной деятельности. В указанных зонах могут выделяться подзоны. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ.
Определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
На схеме транспортной инфраструктуры показываются существующие и проектируемые: территории и сооружения внешнего транспорта - железнодорожные пути и станции, аэропорты, морские и речные порты, причалы, пристани, мосты, путепроводы, тоннели, трубопроводы и др.; классификация улично-дорожной сети; линии наземного и подземного общественного пассажирского транспорта; размещение сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств, иные сооружения транспортной инфраструктуры.
На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.
Допускается разработка раздельных схем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий по основным ее видам.
В составе генеральных планов малых городов и поселков, сельских поселений могут разрабатываться проекты черты указанных поселений.
Пояснительная записка генерального плана содержит: основные характеристики природно-климатических условий, национальных и исторических особенностей поселения, его роли в системе расселения и административно-территориальном делении региона и страны, аналитические материалы современного состояния, материалы, обосновывающие принятые проектные решения и их экономическую оценку, организационное и нормативное правовое обеспечение реализации генеральных планов, включая разработку правил землепользования и застройки, целевых программ и программ социально-экономического развития, а также основные технико-экономические показатели и копии основных графических материалов.
Технико-экономические показатели генерального плана приводятся на исходный год его разработки и по этапам его реализации.
Обязательной составляющей пояснительной записки генерального плана являются разделы о защите поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне; об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.
Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана разрабатываются с учетом реализации положений утвержденных федеральных целевых программ, целевых программ соответствующего субъекта Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также инвестиционных проектов, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов бюджета поселения и иных источников финансирования.
Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана являются основой для формирования городской инвестиционной программы.
Обязательными положениями генеральных планов поселений являются: установление зон различного функционального назначения и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности;
предложения по установлению границ городского или сельского поселения;
решения по совершенствованию и развитию планировочной структуры;
параметры развития и модернизации инженерной, транспортной, производственной, социальной инфраструктур во взаимосвязи с развитием федеральной, региональной и межселенной инфраструктур и благоустройству территорий;
предложения по предельным размерам земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
предложения по установлению границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования;
границы зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий;
меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне;
предложения по выделению территорий резерва для развития поселения;
меры по сохранению объектов историко-культурного и природного наследия;
меры по улучшению экологической обстановки;
первоочередные градостроительные мероприятия по реализации генерального плана, включая предложения по перечню объектов градостроительной деятельности, требующих разработки первоочередной градостроительной документации;
иные положения, устанавливаемые заданием на разработку генерального плана.
Проектные решения генеральных планов являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры; территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития поселений; разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков; определения зон инвестиционного развития.
Генеральный план города (поселения) является основным документом, определяющим экологические условия проживания населения, перспективы сохранения природных богатств и историко-культурного наследия народа.
Минприроды России издало Приказ от 29 декабря 1995 г. N 539 "Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности", которым установило, что при разработке генерального плана должны быть предусмотрены:
приоритетность решения экологических и социальных проблем;
соответствие принимаемых решений ранее принятым решениям в схемах расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, схемах и проектах районной планировки и других проектных материалах;
наличие достаточной исходной информации о природных особенностях территории, объектах историко-культурного наследия, производственных мощностях, технологических процессах и других мероприятиях, осуществляемых и планируемых на конкретной территории;
выполнение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;
разработка комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, оценка их эффективности;
учет требований (рекомендаций населения по улучшению экологической ситуации в городе (поселении).
В генеральных планах городов (поселений) должны быть экологически обоснованы:
выбор места (района) размещения нового города;
размер (границы) города с учетом перспективы увеличения численности населения;
потребность города в ресурсах, в том числе природных, энергетических, трудовых и др.;
функциональная организация территории, размещение промышленных, селитебных и рекреационных объектов;
защита территории от опасных природных процессов и явлений;
размеры и организация санитарно-защитных зон промышленных объектов;
размещение общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети;
планировочная структура городской территории;
размещение отходов города, в том числе промышленных и бытовых (твердых, жидких, газообразных), условия их хранения, захоронения и переработки.
На территории города (поселения) не следует размещать объекты, функционально не связанные с его деятельностью и негативно влияющие на экологическое состояние города (поселения).
Экологическое обоснование в генеральном плане города (поселения) должно включать:
анализ и оценку существующей структуры землепользования, подтвержденные расчетами, аргументацию необходимости использования дополнительных земельных площадей;
характеристики природных условий территории в районе размещения города (поселения), его историко-культурного наследия, оценку существующего экологического состояния городской среды, комплексный анализ состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, ландшафтов, изменения геологических процессов при строительстве сооружений, экологической ситуации в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах;
данные о водопользовании, оценку возможности дополнительного водообеспечения при перспективах развития города и прогнозируемых изменениях численности населения;
сведения о сточных водах (количество, качество), включая ливневые, просадки карстов и др., способах их очистки, оценку возможности использования нормативноочищенных сточных вод (при технической невозможности повторного использования сточных вод - оценку предельно допустимого сброса загрязняющих веществ);
анализ планировочной структуры города (поселения), оценку организационных мероприятий по планировке территории;
сведения о количестве и токсичности поступающих отходов (с учетом перспектив развития города и изменений отходности промышленных производств), способах складирования и утилизации;
оценку загрязнения городской среды промышленными объектами, транспортными средствами (с учетом существующей и планируемой дорожно-транспортной сети);
мероприятия по защите населения от физических воздействий (шума, вибраций, электрических и магнитных полей, ионизирующего излучения, радиации), оценку их достаточности;
планируемые мероприятия по озеленению города, сохранению уникальных природных и исторических объектов, анализ их достаточности;
оценку рекреационного потенциала города, расчет размеров зеленых зон городов при перспективном развитии города (поселения);
прогноз изменений экологических условий в городской среде при реализации намечаемых решений по структурной организации территории и архитектурно-планировочных, архитектурно-строительных и природоохранительных мероприятий;
оценку комфортности проживания в различных зонах города при существующей системе расселения и в перспективе при реализации планируемых решений (архитектурно-строительных, организационных, природоохранных), оценку экологического риска намечаемых градостроительных решений;
мероприятия по организации экологического мониторинга в городе (поселении).
Экологическое обоснование генерального плана города (поселения) должно быть иллюстрировано картографическими материалами:
ландшафтно-экологической картой города/поселения (картой существующего экологического состояния);
факторными картами по компонентам природной среды (геологической, почвенной, растительности, животного мира, особо охраняемых территорий, защищенности грунтовых вод и т.д.);
картой-схемой источников загрязнения городской среды и физических воздействий;
картой расположения объектов историко-культурного наследия;
картой прогнозируемого экологического состояния городской среды и пригородной зоны.
Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти этих городов. Это положение установлено п. 6 комментируемой статьи.
Генеральный план развития г. Москвы служит целям повышения качества городской среды в г. Москве, снижения неблагоприятного антропогенного воздействия на окружающую природную среду и сохранения историко-культурного наследия. Данное положение установлено в Законе г. Москвы от 10 декабря 1997 г. N 53 "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития г. Москвы" (с изм. от 27 апреля 2001 г.).
Генеральный план развития г. Москвы - основной документ планирования градостроительного развития г. Москвы.
Генеральный план включает:
основные направления градостроительного развития Москвы;
градостроительное зонирование территории Москвы;
программу первоочередных градостроительных мероприятий;
особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации.
Основные направления градостроительного развития Москвы, исходя из долгосрочных перспектив социального и экономического развития г. Москвы, устанавливают:
экологические требования к градостроительному развитию Москвы;
требования сохранения и регенерации историко-культурного наследия Москвы;
планировочную и архитектурно-пространственную структуру города;
основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктур города;
основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса;
основные направления градостроительного развития жилых, производственных и общественных территорий;
основные направления градостроительного развития исторического центра Москвы;
основные направления решения комплексных проблем градостроительного развития Москвы.
Программа первоочередных градостроительных мероприятий разрабатывается на период до 8 лет и устанавливает:
основные показатели городской программы строительства, благоустройства и развития транспортной и инженерной инфраструктур;
важнейшие градостроительные инвестиционные проекты;
объемы и источники финансирования первоочередных градостроительных мероприятий.
Контроль за деятельностью Правительства Москвы и районных управ по реализации Генерального плана осуществляет Мэр Москвы.




Вернутся в раздел Комментарии к законам