Комментарии к законам

Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. 1. На территориях, используемых для проживания населения и осуществления хозяйственной и иной деятельности, создаются системы инженерной инфраструктуры и благоустройства (озеленение и инженерная подготовка территорий) территорий с учетом типа поселения и его застройки, вида хозяйственной и иной деятельности и в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами.



Виды систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий и ограничения на их использование и эксплуатацию при осуществлении градостроительной деятельности определяются градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
2. При разработке градостроительной документации, строительстве и эксплуатации магистральных сетей и головных сооружений инженерной инфраструктуры, а также при проведении работ по инженерной подготовке территорий учитываются интересы поселений, расположенных на прилегающих к ним территориях, в целях исключения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, загрязнения и уничтожения объектов зеленого фонда, в том числе вредного воздействия сооружений и коммуникаций инженерного оборудования и благоустройства территорий (очистных сооружений канализации, объектов тепло-, электро- и газоснабжения, свалок бытовых и промышленных отходов, мусороперерабатывающих заводов и других).
3. Создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений, других муниципальных образований обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
4. Развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий федерального значения обеспечивают федеральные органы исполнительной власти на основе федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
5. Развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий поселений должно быть увязано с развитием государственных систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий и должно обеспечивать устойчивое развитие поселений и межселенных территорий.
6. Участие собственников, владельцев, пользователей и арендаторов объектов недвижимости в обеспечении развития и эксплуатации систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий поселений осуществляется по соглашениям с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 14
В статье 14 комментируемого Кодекса устанавливаются правовые основы обеспечения создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Создание систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий для проживания населения и используемых для хозяйственной и иной деятельности осуществляется с учетом типа поселения, его застройки в соответствии с государственными нормативами и правилами.
Госстрой России 7 июня 1999 г. Приказом N 139 утвердил Перечень работ, относящихся к инженерному и социальному обустройству территории. В Перечень входят следующие работы:
ведение градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, включая научно-методическое и техническое обеспечение органов архитектуры и градостроительства и их кадастровых служб;
разработка схем зонирования территорий и поселений, схем и проектов развития их инженерной и социальной инфраструктуры, проектов планировки, межевания и застройки частей территорий поселений, правил их землепользования и застройки, иных нормативных документов, регламентирующих использование земель в поселениях, контроль за их использованием;
разработка проектной документации для строительства, реконструкции и благоустройства в поселениях и на межселенных территориях (объекты инженерной инфраструктуры: магистральные инженерные сети и головные сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, свалки бытовых отходов, мусороперерабатывающие заводы; объекты социального обслуживания населения: просвещения, здравоохранения и социальной защиты; благоустройство территорий общего пользования);
выполнение строительно-монтажных работ и благоустройства объектов.
Состав и структура объектов социального обслуживания населения определяются в соответствии с градостроительной документацией и финансируются с учетом социальных нормативов и норм.
Для повышения градостроительной деятельности по благоустройству территорий органы власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты, направленные на повышение качества городской среды и улучшение условий проживания и отдыха населения. Проведение работ по благоустройству территории выполняется в целях повышения эффективности ее использования, улучшения внешнего вида и экологического состояния, охраны окружающей среды, функционального обеспечения социальных условий ее эксплуатации.
Важно, чтобы благоустройство осуществлялось комплексно, происходило взаимоувязанное применение средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, оборудования территории и застройки устройствами для безопасности и удобства использования. Правительством Москвы принято Постановление от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП "О Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы". Данный документ отмечает, что методы комплексного благоустройства могут быть необычайно широки: озеленение, цветочное оформление, мощение, колористика, архитектурное освещение, реклама, малые формы, дизайн, монументальное искусство, декоративное обводнение и т.д., и наибольший эффект дает их комплексное применение в различных сочетаниях с учетом градостроительных предпосылок и ограничений.
В целях развития градостроительного подхода к комплексному благоустройству города в Генеральной схеме комплексного благоустройства г. Москвы предложено дифференцировать городские территории следующим образом:
территории, где комплексное благоустройство является самостоятельным и ведущим фактором формирования и улучшения городской среды: районы сохраняемой сложившейся жилой застройки; районы сохраняемой производственной и общественной застройки; рекреационные территории природного комплекса (территории рекреационного назначения природного комплекса - зоны отдыха, парки, сады, скверы, бульвары, рекреационные центры в составе особо охраняемых природных территорий, режимы регулирования градостроительной деятельности и функциональные зоны которых, включая выделение рекреационных центров, устанавливаются при разработке градостроительной документации);
территории, где комплексное благоустройство выступает средством, сопутствующим разработке проектов, новому строительству или реконструкции территории: участки нового строительства и реконструкции территорий жилого, общественного и производственного назначения;
территории, на которых основными методами являются экологическая реабилитация и реставрация: территории природного комплекса с соответствующим режимом регулирования градостроительной деятельности, участки особо охраняемых природных территорий в соответствии с режимами регулирования градостроительной деятельности и функциональным назначением, территории объектов историко-культурного наследия (памятников садово-паркового искусства, истории и архитектуры).
Закон г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 (с изм. от 26 февраля 2003 г.) устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за правонарушения в сфере благоустройства города и размеры административных штрафов за указанные правонарушения.
Под правонарушениями в сфере благоустройства города понимается несоблюдение норм и правил, установленных органами законодательной и исполнительной власти, по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе и внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержанию зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры.
В Законе установлены размеры административных штрафов за:
нарушение правил уборки территорий;
нарушение норм и правил содержания зданий, ограждений, сооружений и водоемов и элементов оборудования объектов благоустройства;
самовольную установку объектов;
самовольный сброс или сжигание мусора;
загрязнение территорий города, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств;
неправомерное использование и ненадлежащее содержание официальных символов г. Москвы;
нарушение правил содержания инженерных сооружений и коммуникаций;
нарушение норм и правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ;
самовольную установку ограждений, отсутствие ограждений;
иные правонарушения.
Так, нарушение установленных Правительством Москвы норм и правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ, в том числе нарушение сроков их выполнения, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, а также несвоевременная ликвидация провала асфальта, связанного с производством разрытий, отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при производстве работ, отсутствие лицензии на выполнение работ, неудовлетворительное обустройство и содержание строительной площадки влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 50 до 200 МРОТ.
Проведение земляных, строительных и дорожных работ без соответствующего разрешения (ордера) или после окончания срока его действия, самовольное строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий и сооружений, установка объектов на подземных коммуникациях влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от пяти до 10 МРОТ, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Повреждение инженерных сооружений и коммуникаций при производстве земляных и строительных работ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП были утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы (с изм. от 8 июля 2003 г.).
В данных Правилах отмечается, что озелененные территории являются неотъемлемой частью г. Москвы. Наряду с архитектурой объекты озеленения участвуют в формировании облика города, имеют санитарно-гигиеническое, рекреационное, ландшафтно-архитектурное, культурное и научное значение.
Озелененные территории вместе с насаждениями, пешеходными и парковыми дорожками и площадками, малыми архитектурными формами и оборудованием, парковыми сооружениями выполняют природоохранные, средозащитные, рекреационные, средоформирующие и санитарно-защитные функции, являясь составной частью территории природного комплекса и зеленого фонда города.
Местоположение и границы озелененных территорий определяются генеральным планом развития города и градостроительным зонированием его территорий с учетом исторически сложившихся планировки и природных компонентов - рельефа, акваторий и зеленых насаждений.
Озелененные территории в г. Москве могут находиться в федеральной собственности, в собственности г. Москвы, в муниципальной собственности, а также в иных формах собственности, определенных Земельным кодексом РФ. Независимо от формы собственности каждый владелец озелененных территорий обязан содержать и охранять их за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями.
Содержание озелененных территорий организаций и ведомств возлагается на юридических и физических лиц, в ведении которых находится данный объект. При этом категория содержания озелененной территории определяется Москомархитектурой в зависимости от места расположения, функции и значимости объекта озеленения.
Новое строительство включает в себя комплекс работ по созданию озелененных территорий на землях, определенных градостроительными документами, утвержденными Правительством Москвы. Все виды работ при новом строительстве осуществляются в соответствии с проектной документацией, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Содержание озелененных территорий, включая текущий ремонт, производится в соответствии с производственно-технологическим регламентом.
Развитию систем инженерной инфраструктуры посвящены также следующие нормативные правовые акты г. Москвы:
распоряжение Мэра Москвы от 28 марта 2000 г. N 332-РМ "О финансировании реализации городских программ строительства и комплексной реконструкции инженерных сетей и сооружений районов застройки";
Распоряжение Мэра Москвы от 28.03.2000 N 332-РМ "О финансировании реализации городских программ строительства и комплексной реконструкции инженерных сетей и сооружений районов застройки" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 30.09.2003 N 815-ПП "О финансировании реализации городских программ строительства и комплексной реконструкции инженерных сетей и сооружений районов застройки". Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 603 "Об утверждении Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве" (с изм. от 29 января 2002 г.);
Постановление Правительства Москвы от 8 октября 2002 г. N 842-ПП предусматривает участие собственников нежилых зданий в обеспечении развития и эксплуатации систем инженерной инфраструктуры города при реконструкции нежилых зданий с увеличением их площади и изменении целевого назначения земельного участка.




Вернутся в раздел Комментарии к законам