При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров.
Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
2. В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 435
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, установленных ТК РФ (п. 1 ст. 14). Перемещение товаров и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, имеет все признаки контрабанды. При установлении таких признаков таможенные органы в качестве органов дознания обязаны (ст. 21 УПК РФ) возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в его совершении, и других обстоятельств, имеющих значение для расследования дела, в том числе изъять в качестве вещественных доказательств обнаруженные товары и предметы (ст. 81 УПК РФ). В то же время в случае задержания наркотиков и иных товаров и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, окажется невозможным вскрыть каналы их поступления, установить всех лиц, причастных к преступлению, и т.д. Поэтому законодатель разрешил "контролируемый пропуск" таких товаров и предметов, установив для этого особую процедуру пропуска через таможенную границу (глава 42 ТК РФ).
Контролируемая поставка - один из видов оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
В практике оперативно-розыскной деятельности под контролируемой поставкой понимается осуществляемое при наличии указанных в законе оснований и с соблюдением установленных процедур перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, товаров и предметов в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению <*>.
--------------------------------
<*> Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. М., 1998. С. 8.
Контролируемая поставка имеет те же цели, что и оперативно-розыскная деятельность в целом - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Задачами контролируемой поставки являются:
- установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;
- установление отправителей и получателей;
- установление с использованием контролируемых предметов лиц, совершивших или совершающих преступление;
- обеспечение доказательств преступной деятельности.
Осуществлять перемещение контролируемых предметов могут как лица, осведомленные о противоправном характере перемещения контролируемых предметов и осознанно совершающих это деяние, так и лица, не знающие о противоправном характере перемещения и используемые преступниками "в темную".
Контролируемые поставки проводят путем:
а) наблюдения за грузовыми перевозками (на автомобильном, морском, речном, железнодорожном, авиационном транспорте, в том числе в тайниках);
б) слежения за почтовыми отправлениями, в том числе и на подставные адреса, а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.
Контролируемые поставки подразделяются также на внешние (осуществляемые на территориях нескольких государств в строгом соответствии с порядком, установленным международными договорами и соглашениями), внутренние (проводимые на территории РФ) и транзитные (проводятся на основании запросов государственных органов других стран) <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 10 - 11.
В режиме контролируемой поставки через таможенную границу РФ могут перемещаться:
а) предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (например, наркотические средства и психотропные вещества, оружие, культурные ценности, драгоценные металлы и драгоценные камни и т.д.);
б) предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;
в) орудия или средства совершения преступления (документы, оружие, деньги и т.д.).
При этом контролируемые предметы могут находиться среди вещей, в грузе или багаже, следующих вместе с владельцем или другим лицом в непосредственно открытом их сопровождении, а также перемещаться в несопровождаемом режиме, т.е. находиться в несопровождаемом грузе, багаже или почтовом отправлении.
Правовую основу организации и проведения контролируемых поставок помимо комментируемой статьи ТК РФ составляют:
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". В ст. 49 этого Закона установлено, что "в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение контролируемой поставки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается перемещение в пределах РФ, ввоз (вывоз) или транзит через территорию РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Организация и тактика проведения контролируемой поставки регламентируются ведомственными нормативными актами.
В нормативно-правовой базе, регулирующей контролируемые поставки, особое место отводится двусторонним и многосторонним международным договорам и соглашениям. При этом значительная часть таких международно-правовых актов касается контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ:
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. <*>;
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.
- Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г. (вместе с приложением X "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ") <*>;
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 1996. N 11. С. 103 - 117.
- Конвенция о психотропных веществах 1971 г. <*>;
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 - 434.
- Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. <*>;
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105 - 136.
- иные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения.
Международно-правовые основы контролируемой поставки как метода выявления правоохранительными органами РФ лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, установлены в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. <*>. В ней, в частности, содержится следующее определение: "Контролируемая поставка означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ, включенных в Таблицу I или Таблицу II, которые содержатся в приложении к настоящей Конвенции, или заменяющих их веществ, с ведома или под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящей Конвенции".
--------------------------------
<*> СССР ратифицировал Конвенцию (Постановление Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. N 1711-1). Конвенция вступила в силу для СССР 17 апреля 1991 г.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу. 1. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.
Вернутся в раздел Комментарии к законам