Комментарии к законам

Статья 421. Учреждения и государственные унитарные предприятия таможенных органов. 1. Для обеспечения деятельности таможенных органов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, создает в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.



2. Определение функций учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов производится в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Комментарий к статье 421
Для обеспечения деятельности таможенных органов ГТК России наделяется правом создавать в соответствии с законодательством РФ таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения. Кроме того, в ведении ГТК России могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Правовую основу деятельности учреждений таможенных органов составляют ст. 120 ГК РФ, ст. 161 БК РФ, а также ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>. Особенности правового положения образовательных учреждений таможенных органов нашли закрепление в Федеральных законах от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" <2> и от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <3>. Деятельность научно-исследовательских учреждений таможенных органов регулируется в том числе Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <4>. Средства массовой информации, учрежденные ГТК России, в своей деятельности руководствуются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <5>.
--------------------------------
<1> С3 РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
<3> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
<4> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
<5> ВВС. 1992. N 7. Ст. 305.
Гражданское законодательство РФ под учреждением признает организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ; согласно данной статье имущество за учреждениями закрепляется на праве оперативного управления.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, применительно к таможенным органам требования кредиторов учреждений, образованных ими, удовлетворяются за счет средств федеральной казны.
Учреждения таможенных органов относятся к числу бюджетных учреждений, под которыми понимаются организации, созданные органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Непосредственно таможенные органы, обладающие статусом юридического лица, в целях бюджетного законодательства признаются бюджетными учреждениями.
В смете доходов и расходов учреждений таможенных органов должны быть отражены все доходы такого учреждения, получаемые как из федерального бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением таможенных органов на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Правовую основу деятельности государственных унитарных предприятий таможенных органов составляет Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <*> (далее - Закон об унитарных предприятиях).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 47464.
Необходимо обратить внимание на то, что ГТК России может выступать учредителем учреждений, в отношении же унитарных предприятий ГТК России учредителем быть не может. В соответствии со ст. 8 Закона об унитарных предприятиях учредителем федерального унитарного предприятия таможенных органов выступает Российская Федерация в лице Правительства РФ. Образованные Правительством РФ федеральные унитарные предприятия передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ГТК России).
Унитарным предприятием таможенных органов признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, образованное с целью осуществления предпринимательской деятельности в области таможенного дела. В форме унитарных предприятий таможенных органов могут быть созданы только федеральные предприятия. Имущество унитарного предприятия таможенных органов принадлежит на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия таможенных органов осуществляют ГТК, России и Министерство имущественных отношений РФ.
Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела и в области управления государственным имуществом, с унитарными предприятиями таможенных органов регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 <*>. В соответствии с названным Постановлением федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в его ведении, осуществляет:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 133.
- согласование создания филиалов и представительств;
- согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
- согласование осуществления заимствований;
- согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом;
- согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
- утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия.
В компетенцию Министерства имущественных отношений РФ в отношении федеральных государственных унитарных предприятий таможенных органов входит:
- согласование сделок с недвижимым имуществом;
- согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества;
- согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
- утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
Имущество унитарного предприятия таможенных органов принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие таможенных органов не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие таможенных органов может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие таможенных органов должно иметь самостоятельный баланс. Для такого предприятия обязательно наличие круглой печати, содержащей его полное фирменное наименование на русском языке и адрес. Печать может содержать также его фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие таможенных органов вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Унитарные предприятия таможенных органов могут быть образованы в одной из двух форм:
- основанные на праве хозяйственного ведения. Порядок создания, реорганизации и ликвидации таких предприятий определяется в Постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2003 г. N 217;
- основанные на праве оперативного управления - федеральные казенные предприятия таможенных органов.
Унитарное предприятие таможенных органов имеет гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Унитарное предприятие таможенных органов считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и может действовать без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие таможенных органов вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
Унитарные предприятия таможенных органов до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с их учреждением.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>, унитарное предприятие таможенных органов может осуществлять только на основании лицензии.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.
Пункт 2 комментируемой статьи предполагает, что определение функций учреждений и унитарных предприятий таможенных органов производится в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ. Такие требования изложены в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*> (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральном законе от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <**> и других законах.
--------------------------------
<*> ВВС. 1991. N 16. Ст. 499.
<**> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.




Вернутся в раздел Комментарии к законам