Комментарии к законам

Статья 347. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. 1. В случаях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.



2. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Комментарий к статье 347
В соответствии с ранее действующим законодательством уплата таможенных платежей могла быть обеспечена внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм, залогом товаров и транспортных средств, поручительством третьего лица или банковской гарантией, причем в качестве гаранта наряду с банками выступали и страховые организации (ст. 122 ТК РФ 1993 г., Правила доставки товаров под таможенным контролем, утвержденные Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304 <*>). Аналогичные способы обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрены п. 1 ст. 340 настоящего Кодекса. Помимо упомянутых традиционных способов обеспечение уплаты таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (п. 2 ст. 340 Кодекса). Ранее подобная форма обеспечения уплаты таможенных платежей применялась только в отношении таможенного перевозчика. Обеспечение уплаты таможенных платежей договором страхования широко применяется в международной практике, в частности при доставке и транзите товаров между странами - участницами Евросоюза. Использование страховых сертификатов, выдаваемых известными страховыми компаниями, практически полностью вытеснило применение на территории Евросоюза процедуры МДП и других альтернативных систем гарантий.
--------------------------------
<*> БНА ФОИВ. 1997. N 10.
Сфера применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных п. 1 ст. 340 ТК РФ, не ограничена. Закон указывает, что обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из вышеуказанных способов по выбору плательщика (п. 2 этой же статьи). Случаи обеспечения уплаты таможенных платежей договором страхования устанавливаются ГТК России совместно с Минфином России <*>.
--------------------------------
<*> Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднена федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, и ее функции переданы Минфину России.
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей используется договор страхования риска ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), являющийся разновидностью договора имущественного страхования. Договор страхования является соглашением между страховой организацией (страховщиком) и страхователем (лицо, заключившее договор страхования), в соответствии с которым страховщик обязуется возместить страхователю, ответственность которого застрахована, или лицу, в пользу которого заключен договор страхования (выгодоприобретателю), убытки, причиненные наступлением страхового случая, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленные сроки. Применительно к таможенным отношениям должна быть застрахована ответственность лица, на которое в соответствии с таможенным законодательством возлагается обязанность уплатить таможенные платежи при определенной таможенной процедуре. Договор страхования заключается в пользу таможенных органов, действующих в интересах и от лица государства. Требование об уплате таможенных платежей по обязательству страхователя предъявляется таможенным органом напрямую страховой организации. Страховым случаем является событие, предусмотренное договором страхования, при наступлении которого страховщик осуществляет выплату страхового возмещения.
Статья 940 ГК РФ предусматривает обязательную письменную форму договора страхования. Как правило, договор страхования заключается путем составления страхового сертификата (страхового полиса), выдаваемого страховщиком по заявлению страхователя. Страховой полис представляет собой специальную типографскую самокопирующуюся форму, являющуюся бланком строгой отчетности. Он подписывается страховщиком и страхователем. В страховом полисе, как правило, указываются существенные условия договора страхования. К числу таких условий относятся объект страхования; страховой риск; лимит ответственности страховщика; срок действия договора страхования.
Объектами страхования в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <*> являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы застрахованного лица. Страховой риск представляет собой предполагаемое событие, на случай наступления которого осуществляется страхование. В отличие от страхового случая, представляющего собой реально произошедшее событие, с наступлением которого связана обязанность страховщика произвести страховую выплату, страховой риск лишь определяет, какие из наступивших событий могут быть отнесены к страховому случаю. Применительно к таможенным отношениям объектом договора страхования является уплата таможенных платежей, страховым риском - событие, наступление которого обусловливает ответственность застрахованного лица по уплате таможенных платежей. Например, при внутреннем и международном таможенном транзите к страховым рискам должны быть отнесены недоставление товаров в определенное таможенным органом место или их утрата, поскольку именно с наступлением указанных событий возникает обязанность перевозчика или экспедитора уплатить таможенные платежи. Лимит ответственности страховщика представляет собой сумму, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение. В отношении отдельных категорий лиц предельный размер страховой суммы установлен настоящим Кодексом (для таможенного перевозчика он должен быть не менее 20 млн. руб.). Если сумма таможенных платежей превышает лимит ответственности, установленный страховым полисом, таможенный орган вправе потребовать дополнительное обеспечение. Страховой полис принимается в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в пределах срока действия договора страхования. Ответственность страховщика за уплату таможенных платежей наступает с момента принятия страхового полиса таможенным органом (порядок принятия договора страхования для обеспечения уплаты таможенных платежей определяется ГТК России). Если страховой полис был принят таможенным органом после истечения срока его действия, страховая организация не несет ответственности за действия страхователя.
--------------------------------
<*> РГ. 1993. N 6. 12 янв.
Условия, на которых заключается договор страхования, определяются в стандартных правилах страхования, разработанных и принятых страховщиком. Не имея возможности включить все условия, содержащиеся в правилах страхования, в текст страхового полиса (к примеру, правила расчета страховой премии или порядок и условия осуществления выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая), страховщик указывает на применение правил страхования в страховом полисе. В этом случае правила страхования являются неотъемлемой частью договора страхования. В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" правила страхования подлежат лицензированию в органе страхового надзора. Страховщик вправе осуществлять страховую деятельность только на основании правил страхования, разрешенных к использованию этим органом.
Несмотря на все преимущества использования договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (менее дорогостоящий по сравнению с остальными способами, более доступен в связи с широко развитым рынком страховых компаний), представляется, что для таможенных органов применение договора страхования может быть сопряжено с определенными трудностями, обусловленными спецификой страхования.
В отличие от традиционных способов обеспечения, при которых уплата таможенных платежей лицом, предоставившим обеспечение, не зависит от обстоятельств, обусловивших возникновение основного обязательства (обязательства по уплате таможенных платежей), договор страхования обеспечивает уплату таможенных платежей лишь в том случае, если наступление основного обязательства носит случайный характер. Так, обстоятельством, исключающим ответственность страховщика для всех видов имущественного страхования, является наступление страхового случая вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (ст. 963 ГК РФ). Приведем пример. Транспортная компания, осуществляя перевозку товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита, не доставляет товар в место доставки, а выдает его грузополучателю без разрешения таможенного органа. Безусловно, перевозчик сознает, что в этом случае он несет ответственность за уплату таможенных платежей, в связи с чем предъявление ему требования об уплате таможенных платежей не будет носить случайный характер. В силу приведенных положений ст. 963 ГК РФ таможенные платежи в подобных ситуациях не должны возмещаться страховой компанией, а ответственность за уплату платежей остается на перевозчике.
Как было указано выше, случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования, устанавливаются ГТК России совместно с Минфином России (п. 3 ст. 340 ТК РФ). Этими же органами определяется порядок и условия допуска страховых организаций к осуществлению данного вида страхования. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, ГТК России совместно с Минфином России формирует реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, определяет порядок и условия включения организаций в реестр и их исключения из такого реестра. ГТК России должен доводить перечень организаций, включенных в соответствующий реестр, до таможенных органов.
Глава 32. ВЗЫСКАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ




Вернутся в раздел Комментарии к законам