Комментарии к законам

Статья 239. Содержание таможенного режима. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.



Комментарий к статье 239
Таможенный режим реэкспорта представляет собой завершающую процедуру, заключающуюся в обратном вывозе <*> ранее ввезенных товаров. Необходимость в этом может возникнуть при обнаружении несоответствия импортируемых товаров условиям внешнеторгового контракта, для завершения таможенного режима таможенного склада и в других случаях, предусмотренных ТК РФ.
--------------------------------
<*> Обратный вывоз подразумевает возможность реэкспорта товаров не только в страну, из которой они были ранее вывезены, но и в любую иную страну.
Следует отметить, что в международных моделях данная процедура не имеет статуса таможенного режима. Так, Киотская конвенция определяет условия обратного вывоза товаров в стандартном правиле 4.19, включенном в главу 4 "Пошлины и налоги" Генерального приложения. ТК ЕС также посвящает реэкспорту лишь одну статью наряду с такими операциями, как уничтожение и отказ в пользу государства (ст. 182), выводя его за рамки таможенных процедур <*>. Однако экономическое содержание реэкспорта, а также последствия его использования, определяющие правовой статус товаров, позволяют отнести его к категории "таможенный режим", определение которой дано в подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ. Так, при помещении товаров под реэкспорт:
--------------------------------
<*> Согласно ст. 4 ТК ЕС к таможенным процедурам отнесены: выпуск для свободного обращения, транзит, таможенный склад, внутренняя переработка, переработка под таможенным контролем, временный ввоз, внешняя переработка и экспорт. Реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства, являющиеся таможенными режимами по российскому законодательству, отнесены к так называемому одобренному таможней обращению или использованию товаров (customs-approved treatment or use of goods).
1) ввозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, а если они уже были уплачены, при реэкспорте товаров возможен возврат этих платежей (об условиях возврата ввозных таможенных пошлин и налогов см. комментарий к ст. 241 и 242 ТК РФ);
2) к реэкспортируемым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно ст. 158 ТК РФ соблюдение запретов и ограничений неэкономического характера не зависит от заявляемого в отношении товаров таможенного режима. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <*> применение таких запретов и ограничений может быть обусловлено соображениями общественной морали, необходимостью обеспечения общественного порядка, безопасности и обороноспособности государства, охраны жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны национального достояния, имеющего художественную, историческую или археологическую ценность. Таким образом, неприменение запретов и ограничений экономического характера не освобождает реэкспортируемые товары от соблюдения разрешительного порядка перемещения через таможенную границу, если речь идет об оружии, взрывчатых веществах и т.п.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
Проводя сравнительный анализ с международной практикой, следует отметить, что ТК ЕС предусматривает применение при реэкспорте товаров мер экономической политики в тех случаях, когда это приемлемо. Тем самым странам - участницам Евросоюза предоставлено право на установление случаев применения указанных мер в отношении реэкспортируемых товаров. Аналогичная норма содержалась и в ч. 3 ст. 101 ТК РФ 1993 г., наделявшей Правительство РФ правом устанавливать меры экономической политики при вывозе реэкспортируемых товаров. Новый ТК РФ такой оговорки не содержит.
Что же касается правового статуса, то согласно ст. 151 ТК РФ товары, помещаемые под таможенный режим реэкспорта, приобретают статус условно выпущенных, что связано с определенными ст. 122 ТК РФ требованиями и ограничениями: товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент помещения под таможенный режим, за исключением изменений естественного характера. Однако это предписание не может быть отнесено к требованиям и ограничениям таможенного режима реэкспорта (см. комментарий к ст. 240 ТК РФ).
Приобретение товарами при их помещении под реэкспорт статуса условно выпущенных дает таможенному органу, производящему таможенное оформление, право требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, если существует вероятность невыполнения декларантом приведенных выше предписаний по фактическому вывозу (ст. 337 ТК РФ). Ранее в соответствии с распоряжением ГТК России от 24 марта 1998 г. N 01-14/327 "О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта" <*> такое требование было обязательным. Реэкспорт товаров допускался только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, причем исключительно путем внесения причитающихся сумм на депозит таможни, в которой должно было производиться таможенное оформление товаров. При этом под причитающимися суммами в данном случае понималась величина, равная сумме таможенных пошлин и налогов, подлежащей уплате в случае выпуска предполагаемых к реэкспорту товаров для свободного обращения. ТК РФ не содержит прямой нормы, устанавливающей, какие именно таможенные платежи (ввозные или вывозные) должны браться за основу при определении размера обеспечения в случае реэкспорта товаров (ст. 338 ТК РФ). Однако поскольку реэкспорт предусматривает льготы по ввозным таможенным пошлинам, налогам, несоблюдение условий предоставления которых наносит экономический ущерб интересам государства и влечет нарушение конкурентной среды на внутреннем рынке, приведенная в указанном распоряжении ГТК России позиция представляется правильной, и размер обеспечения должен определяться исходя из указанных сумм.
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 1998. N 5. Минюстом России отказано в государственной регистрации этого распоряжения (письмо от 15 декабря 1998 г. N 8409-ВЭ), и Приказом ГТК России от 16 декабря 2002 г. N 1371 (Таможенный вестник. 2003. N 1) оно отменено.
Следует дополнить, что реэкспортируемые товары утрачивают статус условно выпущенных вместе со статусом товаров, находящихся под таможенным контролем, а в случае реэкспорта товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, - и статусом российских товаров в момент фактического вывоза с таможенной территории РФ (подп. 2 п. 1 ст. 11 и ст. 360 ТК РФ). Вывоз товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, так же как при экспорте, является окончательным и не предусматривает обязанности лица в дальнейшем осуществить их обратный ввоз.
Устанавливая общий разрешительный порядок помещения товаров под таможенный режим (ст. 157), ТК РФ не предусматривает необходимость получения предварительного разрешения на использование таможенного режима реэкспорта. Ранее на основании ч. 2 ст. 100 прежнего Кодекса данное требование было установлено распоряжением ГТК России от 23 июля 1999 г. N 01-14/888 "О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта" <*>, в соответствии с которым право принятия такого решения было закреплено за ГТК России. В силу п. 2 ст. 402 настоящего Кодекса ГТК России также вправе установить, что выполнение этой функции может осуществляться только им самим. Однако принимая во внимание сроки выпуска товаров (ст. 152 ТК РФ), в пределах которых должно быть выдано такое разрешение, и поскольку иных сроков по отношению к реэкспорту законодатель не установил, представляется маловероятным поднятие уровня выдачи разрешения на реэкспорт товаров выше таможни.
--------------------------------
<*> Таможенные ведомости. 1999. N 12.




Вернутся в раздел Комментарии к законам