2. Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).
4. Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.
Комментарий к статье 139
Институт представительства в таможенных правоотношениях применяется не только в российском законодательстве, но и в законодательстве иностранных государств, поскольку осуществление таможенных операций на профессиональной основе позволяет повысить уровень таможенного оформления, а также ускорить его проведение.
Понятие таможенного брокера приведено в ст. 11 ТК РФ. В соответствии с подп. 17 п. 1 названной статьи таможенным брокером является посредник, совершающий таможенные операции (помещение товаров под процедуры внутреннего таможенного транзита временного хранения и сопровождение этих процедур, декларирование товаров и др.) от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.
Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Казенное предприятие не может осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера. Под российским юридическим лицом в настоящем Кодексе понимается юридическое лицо с местонахождением в РФ, созданное в соответствии с законодательством РФ (подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ). В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Казенное предприятие представляет собой разновидность унитарного предприятия (организации, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником). Собственником имущества унитарных предприятий является Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование <*>. Однако в отличие от унитарного государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, самостоятельно отвечающего по всем своим обязательствам, казенное предприятие основано на праве оперативного управления, и субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет государство - Российская Федерация, субъекты Федерации или муниципальные образования (ст. 7 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Именно этим объясняется запрет законодателя на осуществление казенным предприятием деятельности в качестве таможенного брокера, сопряженной с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов.
--------------------------------
<*> Статья 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
К таможенному брокеру как профессиональному участнику деятельности в области таможенного дела законодатель предъявляет повышенные требования и устанавливает разрешительный порядок осуществления такой деятельности. Лицо может быть допущено к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера лишь при соблюдении определенных условий и включения его в Реестр таможенных брокеров (представителей). Решение о включении в Реестр принимается ГТК России, он же определяет порядок ведения этого Реестра (ст. 19 ТК РФ). В целях обеспечения доступа участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц к информации о лицах, включенных в Реестр таможенных брокеров (представителей), ГТК России обязан публиковать Реестр таможенных брокеров в своих официальных изданиях не реже одного раза в три месяца (п. 2 ст. 19 ТК РФ).
Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности:
- совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД;
- совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта;
- совершением отдельных таможенных операций;
- регионом деятельности в рамках одного или нескольких таможенных органов.
Аналогичная норма предусматривалась Положением о таможенном брокере, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3737.
С принятием настоящего Кодекса правовой статус таможенного брокера изменился. Прежний ТК РФ закреплял за таможенным брокером статус декларанта, что предполагало совершение операций по таможенному оформлению и выполнение иных посреднических функций в области таможенного дела от собственного имени. В соответствии с настоящим Кодексом таможенный брокер выступает исключительно в роли представителя и в соответствии со ст. 182 ГК РФ не правомочен действовать хотя бы и в чужих интересах (в интересах представляемого им лица), но от собственного имени.
Вместе с тем такое на первый взгляд существенное изменение статуса таможенного брокера не влияет кардинально на объем обязанностей и ответственности декларанта. Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Кодекс закрепляет, что действия по декларированию совершает все же таможенный брокер (п. 1 ст. 124 ТК РФ), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре.
Согласно п. 4 ст. 139 ТК РФ отношения таможенного брокера с декларантом и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Положения, регламентирующие правоотношения указанных лиц, предусмотрены главой 49 ГК РФ ("Поручение"). В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Указанный договор заключается в письменной форме. При этом ТК РФ в отличие от Кодекса 1993 г. не содержит требования об обязательном нотариальном удостоверении договора.
ТК РФ не допускает одностороннего отказа таможенного брокера от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу. Столь повышенные требования законодателя к таможенному брокеру (собственно, как и к другим участникам деятельности в области таможенного дела - владельцам складов временного хранения, таможенным перевозчикам) объясняются прежде всего тем, что таможенный брокер осуществляет свою деятельность на профессиональной основе. Закрепление такой нормы свидетельствует о том, что договор, заключаемый таможенным брокером с декларантом или другим заинтересованным лицом, в соответствии со ст. 426 ГК РФ признается публичным. При необоснованном отказе или уклонении таможенного брокера от заключения публичного договора декларант или иное заинтересованное лицо на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Таможенный брокер должен возместить указанному лицу убытки, причиненные необоснованным отказом от заключения договора поручения.
Следует отметить, что Положением о таможенном брокере допускался отказ таможенного брокера от заключения договора с лицом при наличии достаточных оснований полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную ТК РФ. Несмотря на то что аналогичная норма в ТК РФ отсутствует, представляется, что таможенный брокер вправе отказать в заключении договора поручения в указанном случае на основании общеправовых принципов о недопущении совершения действий, противоречащих закону и общественному порядку.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 139. Таможенный брокер (представитель). 1. Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (статья 140). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).
Вернутся в раздел Комментарии к законам