Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.
2. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.
3. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц устанавливаются настоящей главой и применяются в случае обжалования любых решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.
Комментарий к статье 46
Право обжаловать в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, равно как и право на государственную защиту нарушенных прав и свобод, гарантируется ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ. Право физических и юридических лиц на обращение в суд за судебной защитой закреплено ГПК РФ (ст. 3) и АПК РФ (ст. 4).
Закрепляя основные способы обжалования, п. 1 ст. 46 ТК РФ предусматривает возможность досудебного и судебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (обращение с жалобой в таможенные органы и в суд). Однако по сравнению с обязательным безальтернативным двухступенчатым порядком обжалования, который был предусмотрен ТК РФ прежней редакции, устанавливается более демократичный - альтернативный порядок, в соответствии с которым лицо по своему усмотрению определяет, обращаться ли ему с жалобой непосредственно в суд либо сначала в таможенный орган, а потом в суд.
Выбранный лицом порядок обжалования не является для лица обязательным. В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд. Во избежание принятия по одному спору двух решений законодатель предусмотрел и последствия изменения лицом выбора процедуры обжалования, отдав приоритет в принятии решения по жалобе суду. Такая же норма закреплена в ст. 30.1 КоАП РФ применительно к обжалованию постановления по делу об административном правонарушении. Обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд и принятие этой жалобы судом либо вынесение по ней решения являются в соответствии со ст. 52 ТК РФ основаниями для отказа в рассмотрении жалобы таможенным органом по существу.
Следует отметить, что Киотской конвенцией установлен обязательный досудебный порядок обжалования по таможенным вопросам. В соответствии со стандартными правилами 10.4 - 10.6 Генерального приложения предусмотрена подача первоначальной жалобы таможенной службе. В случае если жалоба оставлена последней без удовлетворения, заявитель имеет право на дальнейшее обжалование в орган, не зависимый от таможенной службы, и только после этого вправе обратиться в суд.
Пунктами 2 и 3 рассматриваемой статьи определена сфера действия главы 7 ТК РФ, за пределами правового регулирования которой остаются:
- процедура судебного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (в том числе осуществляемая после рассмотрения жалобы в административном порядке), которая должна быть единой для всех случаев обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц и которая регламентируется соответствующим процессуальным законодательством;
- порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых установлен специальный порядок обжалования.
В частности, обжалование постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил и принятого по результатам его пересмотра решения осуществляется в соответствии с главой 30 КоАП РФ. Применение мер уголовной ответственности обжалуется согласно порядку, определенному уголовно-процессуальным законодательством. Порядок обжалования решений о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности определен Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.
В практике таможенных органов возникает вопрос, в каком порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, принятые в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил (при возбуждении дела, проведении по нему административного расследования, его рассмотрении и пересмотре вынесенного постановления). С одной стороны, КоАП РФ не предусматривает возможность и специальный порядок обжалования таких решений, действий (бездействия), в связи с чем не имеется препятствий для их обжалования в соответствии с главой 7 ТК РФ. Однако согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. Согласно ч. 1 ст. 1.3 Кодекса установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению РФ. Таким образом, КоАП РФ является единственным законодательным актом, которым могут быть регламентированы порядок и основания отмены решений, действий (бездействия) при производстве по делу об административном правонарушении. Из этого не следует делать вывод о невозможности обжалования таких решений, поскольку это противоречило бы Конституции РФ. Представляется, что указанные жалобы должны рассматриваться вышестоящим таможенным органом с применением по аналогии правовых норм, регламентирующих наиболее схожие вопросы, но с учетом особенностей, вытекающих из предмета обжалования.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 46. Порядок обжалования. 1. Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
Вернутся в раздел Комментарии к законам