Комментарии к законам

Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. 1. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362), за счет лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.



Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации.
Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
3. Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Комментарий к статье 13
При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные законодательством РФ. Обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений - одна из функций таможенных органов, перечисленных в ст. 403 ТК РФ.
"Запреты и ограничения" по ТК РФ 2003 г. соответствуют понятию "меры экономической политики", которое использовалось в ТК РФ 1993 г. Под мерами экономической политики понимались квотирование, лицензирование и установление минимальных и максимальных цен. В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" появляется понятие "меры нетарифного регулирования". Однако законодатель не дал точного определения нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К их числу были отнесены меры экономической политики (квотирование, лицензирование), а также иные запреты и ограничения.
Попытка дать перечень мер нетарифного регулирования была предпринята в Соглашении о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза (Москва, 1997 г.) <*>, которое Россия ратифицировала в 1999 г. (Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 15-ФЗ) <**>. В ст. 2 Соглашения к мерам нетарифного регулирования отнесены:
--------------------------------
<*> БМД. 2000. N 6.
<**> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 242.
- государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных товаров;
- экспортный контроль;
- количественные ограничения экспорта и (или) импорта;
- запреты или ограничения экспорта и (или) импорта;
- участие в выполнении международных экономических санкций;
- технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования, а также контроль за качеством ввозимых товаров.
Комментируемый ТК РФ использует понятие "запреты и ограничения", понимая под ним разрешенные международным правом меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности экономического и неэкономического характера (см. также комментарий к § 1 гл. 18 ТК РФ).
Основное отличие запретов от ограничений состоит в том, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ (к вывозу за ее пределы), подлежат немедленному вывозу (не подлежат фактическому вывозу), а товары, ограниченные к ввозу (вывозу), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении установленных условий и требований.
Запреты и ограничения неэкономического характера напрямую связаны с соображениями публичной морали, безопасности государства, обеспечения общественного порядка, охраной жизни и здоровья людей, животных, растений и т.д. Запреты и ограничения неэкономического характера применяются независимо от заявленного таможенного режима (ст. 158 ТК РФ).
Запреты и ограничения экономического характера устанавливаются в целях:
- защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйственных субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;
- поддержания равновесия импорта товаров;
- обеспечения потребностей внутреннего рынка РФ в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров;
- продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок (ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
К запретам и ограничениям экономического характера относятся запреты на ввоз товаров из определенной страны (эмбарго), запреты на ввоз (вывоз) определенных видов товаров, лицензирование, квотирование, применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.
Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранного таможенного режима. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных режимов, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные режимы, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.
К сожалению, законодатель не дал подробного и точного изложения своей позиции по вопросам запретов и ограничений экономического и неэкономического характера. Он отсылает по этим вопросам к законодательству о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которое на момент принятия ТК РФ 2003 г. не было обновлено.
Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах (см. комментарий к ст. 12 ТК РФ).
Ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений:
- государственной безопасности;
- защиты общественного порядка;
- нравственности населения;
- жизни и здоровья человека;
- защиты животных и растений;
- охраны окружающей природной среды;
- защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
- защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности;
- защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров;
- исходя из других интересов РФ, в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами.
Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:
- не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами РФ;
- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей;
Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов". - признаны опасными отходами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3379.
В целях защиты национальных интересов могут приниматься федеральные законы о запрете, в том числе временном, ввоза и транзита отдельных товаров и транспортных средств.
Запрещенными к вывозу из РФ считаются товары, вывоз которых запрещен федеральными законами или актами Правительства РФ, исходя из следующих принципов:
- сохранение исторического, культурного, научного и иного культурного наследия народов РФ;
- обеспечение национальной безопасности РФ;
- зашита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
- выполнение международных обязательств РФ;
- по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ.
Вывозу из РФ, в частности, не подлежат:
- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;
- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Вывоз товаров за пределы РФ может быть запрещен на срок поставок данных товаров по межправительственным соглашениям о безвозмездной помощи. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европейским союзом" <*> (п. 6) на период поставок продовольствия по Соглашениям между Правительством РФ и Правительством США от 23 декабря 1998 г. о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров, от 23 декабря 1998 г. о продаже сельскохозяйственных товаров и Меморандуму о взаимопонимании об осуществлении безвозмездной поставки продовольственных товаров от Европейского союза от 20 января 1999 г. запрещен экспорт аналогичных видов продовольствия, кроме поставок по контрактам, подписанным до вступления в силу упомянутого Постановления Правительства РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 914.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени).
В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закрепляется (ст. 19), что в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться ограничения экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности исходя из национальных интересов. В понятие "национальные интересы" законодатель включает следующее:
- соблюдение общественной морали и правопорядка;
- охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
- защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
- необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
- обеспечение национальной безопасности РФ;
- защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
- выполнение международных обязательств РФ.
Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.
Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры.
Непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов РФ, ее субъектов, российских лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности, обеспечивает Министерство экономического развития и торговли РФ (ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Министерство экономического развития и торговли РФ является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.
Государство может устанавливать ограничения ввоза и (или) вывоза товаров через использование таких мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как:
а) разрешительная система <*>: лекарственные средства (при ввозе и вывозе), оружие и боеприпасы (при ввозе и вывозе), радиоэлектронные и высокочастотные средства (при ввозе), культурные ценности (при ввозе и вывозе), источники ионизирующего излучения (при ввозе), образцы дикой флоры и фауны, ввоз и вывоз которых регулируется Конвенцией СИТЕС <**>, и др.;
--------------------------------
<*> Таможенное оформление товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, производится при условии предоставления разрешения на ввоз и вывоз, выданного соответствующей контролирующей организацией.
<**> Конвенция СИТЕС - Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.
б) специальная сертификация <*>: сертификат Хлебной инспекции, ветеринарный, фитосанитарный, гигиенический сертификаты, сертификат соответствия (безопасности);
--------------------------------
<*> Сертификация товаров обеспечивает безопасность ввозимых товаров для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан. Таможенное оформление товаров, подлежащих сертификации, производится только в случае предоставления соответствующих сертификатов.
в) лицензирование, т.е. регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий:
- товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния) <*>;
--------------------------------
<*> Только в страны ЕЭС.
- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Минэкономразвития России по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.);
- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля <*>, опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиротехника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др.
--------------------------------
<*> Система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений.
Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ (ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
В Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" дается определение и устанавливается порядок применения таких мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как:
- антидемпинговая пошлина, устанавливаемая в случае применения мер по ограничению демпингового импорта товара <*>;
--------------------------------
<*> Демпинговый импорт - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.
- компенсационная пошлина, устанавливаемая в случае применения мер по ограничению импорта товара, субсидируемого <*> иностранным государством (союзом иностранных государств);
--------------------------------
<*> Субсидия - финансовая поддержка иностранным государством (союзом иностранных государств), дающая преимущества посредством прямого перевода денежных средств или обязательств сделать такой перевод; полного или частичного освобождения от налоговых, таможенных или иных обязательных платежей либо их возврата при экспорте товаров; аннулирования долга; льготного или безвозмездного предоставления энергии, материалов, полуфабрикатов, услуг и т.д.
- специальная пошлина, устанавливаемая в случае применения мер по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке.
Общим условием для применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин является то, что они могут применяться лишь тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб российским производителям подобных товаров.
В комментируемой статье устанавливаются таможенные гарантии соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
В отношении ограничений законодатель устанавливает норму, в соответствии с которой товары, ограниченные к ввозу (вывозу), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении требований и условий, установленных международным договором РФ или законодательством РФ (наличие лицензий, квот и т.п.)
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ.
Товары, запрещенные к ввозу, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (например, в отдельных случаях такие товары могут уничтожаться на территории РФ). Вывоз товаров производится перевозчиком.
Если по каким-то причинам оказывается невозможным осуществить незамедлительный вывоз таких товаров, таможенные органы следят за тем, чтобы товары были без задержек помешены в места, являющиеся зонами таможенного контроля (склады временного хранения и т.д.) (см. комментарий к ст. 362 ТК РФ).
Предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию РФ, составляет трое суток. Он может быть изменен в отношении отдельных товаров только федеральным законом. После истечения предельного срока хранения распоряжение товарами производится в соответствии со ст. 429 ТК РФ (см. комментарий к ст. 429 ТК РФ).
Помещение товаров, запрещенных к ввозу, на склад временного хранения и в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, осуществляется за счет следующих лиц:
а) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - за счет российского лица, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
б) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:
- за счет лица, имеющего право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ;
- за счет иных лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ или с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Расходы, возникшие у декларантов, перевозчиков, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или их вывоз с этой территории, не подлежат возмещению таможенными органами. Следует обратить внимание на то, что в ст. 21 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусматривается, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием РФ в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета.
Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещен, подлежат соответственно незамедлительному вывозу за пределы территории РФ либо возврату на российскую территорию, если не предусмотрена их конфискация. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток.




Вернутся в раздел Комментарии к законам