Комментарии к законам

Статья 5. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества. 1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.



2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.
Комментарий к статье 5
1. Тот факт, что в настоящем Законе статья о принципах располагается после статьи о задачах, совсем не означает, что принципы не имеют значения исходных положений, начал какой-либо отрасли права и в иерархии его категорий располагаются ниже уровня задач (целей) Закона. Цель не ставится, когда отсутствуют адекватные средства, которые могут обеспечить ее достижение. В противном случае она оказывается надуманной, нереальной. Категория "цель" отвечает на вопрос, на что направлено уголовно-правовое регулирование; категория "принцип" - как, каким образом оно осуществляется. Следовательно, становление всякой правовой системы начинается с одновременного определения ее целей и принципов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Демидов И.Ф. Комментарий к ст. 3 УК РФ // Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. 2-е изд. М.: Экзамен-ХХI, 2003. С. 11.
1.1. Цели не только предопределяют характер и систему принципов, но и сами соизмеряются с принципами, не могут с ними расходиться. Когда имеет место отход от демократических и гуманистических принципов законодательства, это означает, например, что защита человека, его прав и свобод более не является его приоритетной задачей.
2. Коллегиальность и гласность - это два первых и основных принципа деятельности органов судейского сообщества.
Коллегиальность предполагает рассмотрение и решение вопросов сообща (совместно). Это правило подчеркивается и в других статьях Закона, например в п. 1 ст. 6, где сказано, что решения Всероссийского съезда судей принимаются простым большинством голосов. Аналогичная норма изложена в абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона в отношении принятия решений конференциями судей субъектов РФ.
Гласность - это всегда открытость в рассмотрении либо принятии (или принятии и рассмотрении) решений, постановлений. Органы судейского сообщества должны работать открыто, о чем и записано в п. 1 ст. 5 настоящего Закона.
3. О принципе независимости судей и невмешательстве органов судебного сообщества в судебную деятельность следует сказать несколько подробней.
4. Статья 120 Конституции РФ гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
4.1. В требовании подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие; все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды руководствуются этими актами при условии непротиворечия их Конституции и федеральным законам.
5. Независимость судей помимо подчинения их только Конституции и федеральному закону обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления их полномочий (ст. 121), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122).
6. Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.
7. Указанное принципиально важное правило закреплено также в Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ст. 1) и в процессуальном законодательстве.
8. Согласно ст. 5 Закона о судебной системе суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
Судьи, присяжные, арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.
9. Закон о статусе судей <*> определяет систему гарантий независимости судей (ст. 9), в которую включен запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.
--------------------------------
<*> ВСНД и ВС. 1992. N 30. Ст. 1792.
10. Установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда (ст. 294 УК РФ); за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 295 УК); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК); а также за неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи, присяжного заседателя (ст. 298 УК).
11. Закреплен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Законом о статусе судей независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения.
12. Гарантией независимости судей является их безопасность. Положения Закона о статусе судей о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, что органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <*>. Кроме того, 10 января 1996 г. принят Федеральный закон N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" <**>. В целях обеспечения безопасности судей и их близких принимаются меры по защите их жизни и здоровья, сохранности их имущества; принимаются меры правовой защиты, предусматривающие в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, имущество (ст. 3) <***>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455 (в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ; от 6 января 1999 г. N 11-ФЗ; от 29 февраля 2000 г. N 42-ФЗ; от 18 июня 2001 г. N 76-ФЗ; от 29 ноября 2001 г. N 160-ФЗ).
<**> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144 (с послед. изм. и доп.).
<***> См.: Гравина А.А. Комментарий к ст. 120 Конституции РФ // Комментарий к Конституции РФ. С. 522.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство БЕК, 1996.13. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681 (с изм. от 26 июля 2001 г. N 103-ФЗ) // Российская газета. 2001. 31 июля.
14. Независимость судьи обеспечивается также системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей), закрепленной в комментируемом Законе.
15. Судейское сообщество рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества дают возможность судьям решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым стать менее зависимыми от органов управления, каким является Министерство юстиции.
16. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ.
17. Морально-этические принципы должны стать основой дополнительных требований к судьям (см. ст. 119 Конституции). Согласно Основным принципам независимости судебных органов, принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.), лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.
18. Независимость судей закреплена также принципом несменяемости судей.
18.1. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленными ст. 12 Закона о статусе судей в РФ, ст. 15 Закона о судебной системе РФ.
18.2. Таким образом, принцип независимости судей, как и принцип невмешательства в деятельность судей, перенесен и на организацию и деятельность органов судейского сообщества.
19. В пункте 2 ст. 5 настоящего Закона закреплены и другие демократические принципы судейского сообщества: выборность, сменяемость и подотчетность.
19.1. Особо подчеркивается принцип независимости квалификационных коллегий судей. Они не подотчетны органам, их избиравшим, за принятые решения. (см. коммент. к ст. 17 - 19 настоящего Закона).




Вернутся в раздел Комментарии к законам