2. В случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.
3. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
4. Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 137
1. Положения комментируемой статьи следует рассматривать в совокупности с нормами ч. 4 п. 4 ст. 134 и ст. 138 Закона.
Закон в отличие от ГК установил три (вместо пяти) очереди кредиторов, что вызывает серьезные сомнения в возможности применить рассматриваемые нормы Закона до внесения соответствующих изменений в ГК (подробнее об этом см. коммент. ст. 134 Закона).
2. Принципиальным последствием изменения количества очередей является объединение в одну очередь требований кредиторов (не относящихся к предыдущим очередям) и уполномоченных органов (в соответствии с Законом 1998 г. уполномоченные органы удовлетворялись в 4-ю очередь - преимущественно перед кредиторами по обязательствам). Сказанное закреплено п. 1 комментируемой статьи: в рамках 3-й очереди учитываются как требования конкурсных кредиторов, так и требования уполномоченных органов.
3. Очень важное значение имеет п. 2 комментируемой статьи, так как отвечает на вопрос: каков порядок удовлетворения текущих требований по обязательным платежам (п. 1 ст. 134 Закона говорит только о требованиях конкурсных кредиторов по обязательствам, не касаясь требований уполномоченных органов)? В силу п. 2 комментируемой статьи текущие требования уполномоченных органов делятся на две группы. Первая - требования, возникшие с момента принятия судом заявления о банкротстве до момента открытия конкурсного производства; они удовлетворяются во внеочередном порядке в соответствии с п. 1 ст. 134 Закона. Вторая - требования, возникшие в течение конкурсного производства; о порядке их удовлетворения комментируемая статья не говорит вообще; ответ на этот вопрос мы найдем в п. 4 ст. 142 Закона: указанные требования подлежат удовлетворению из имущества, оставшегося после удовлетворения всех остальных реестровых требований. При этом не имеет значения, когда было предъявлено требование уполномоченного органа по уплате обязательных платежей, возникших в течение конкурсного производства.
4. Пункт 3 комментируемой статьи сохраняет принципиальное правило о дифференцированном отношении Закона к требованиям в части основного долга и финансовых санкций, вводя при этом новые правила, точнее, нормы, являющиеся исключениями из общих правил.
Закон 1998 г. ввел общее правило, в соответствии с которым в рамках 5-й очереди отдельно учитывались и удовлетворялись требования в части основного долга, а требования в части финансовых санкций и убытков удовлетворялись только после этого, образуя, таким образом, фактически 6-ю очередь (иногда ее называли 2-й подочередью 5-й очереди, но суть от названия, а также от указания об этом в Законе не меняется; это была самостоятельная очередь).
Комментируемая статья, сохранив описанное выше деление (т.е. требования в части санкций и убытков удовлетворяются фактически в следующую очередь, нежели требования в части ее основного долга), несколько подкорректировала характер правового регулирования рассматриваемых отношений. Так, установлено, что в рамках низшей очереди подлежат удовлетворению не все убытки, а только убытки в форме упущенной выгоды. Следовательно, убытки в части возмещения реального ущерба будут возмещаться в рамках 3-й очереди одновременно с требованиями в части уплаты основного долга. Это очень важная норма, так как, уравнивая в последствиях убытки и финансовые санкции, Закон оставлял незащищенными тех кредиторов, которые имели небольшие основные требования, но понесли существенные убытки в результате нарушений со стороны контрагента либо тех, у кого основных требований не было вообще, например неденежные кредиторы, выразившие свои требования к должнику в виде требований о возмещении убытков.
5. Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что в рамках низшей очереди удовлетворяются требования об уплате только тех процентов, которые являются финансовыми санкциями, в то время как проценты за пользование чужими денежными средствами учитываются наряду с требованиями в части основного долга. В данном контексте следует обратить внимание, что процент по ст. 395 ГК РФ практика считает формой ответственности (неустойкой), что нашло отражение в Постановлении Верховного Суда и ВАС РФ от 08.10.98 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (в ред. от 04.12.2000). Поэтому если договор содержит отсылку к ст. 395 ГК, то требования из такого договора, скорее всего, будут квалифицированы как санкции и дифференцированы при решении вопроса об уплате их в конкурсном процессе; если же в договоре содержится отсылка к ставке рефинансирования, то удовлетворяться такие требования будут в общем порядке.
6. Пункт 4 комментируемой статьи содержит отсылку к ст. 138 Закона, устанавливающей особенности статуса залоговых кредиторов. К требованиям залогодержателей применена особая конструкция: они выделяются из остальных требований 3-й очереди, учитываются отдельно и удовлетворяются преимущественно перед другими требованиями, за исключением требований 1-й и 2-й очередей, возникших до заключения соответствующего договора залога (подробнее об этом см. коммент. ст. 134 и 138 Закона). Соответственно залогодержатели составляют фактически особую очередь.
7. Из изложенного выше следует, что фактически Закон предусматривает пять очередей удовлетворения требований кредиторов (при условии наличия одного залогодержателя, заключившего договор залога после возникновения требований 1-й и 2-й очередей, иначе очередей будет семь):
1) граждане с требованиями из причинения вреда жизни и здоровью, а также с требованиями о компенсации морального вреда;
2) работники с требованиями по выплате заработной платы и авторы - по выплате авторских вознаграждений;
3) залогодержатели;
4) конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (по остальным требованиям в части основного долга);
5) конкурсные кредиторы и уполномоченные органы с требованиями в части санкций и упущенной выгоды.
При этом такой принцип очередности, как переход к удовлетворению последующей очереди, только после полного удовлетворения требований предыдущей имеет исключение для кредиторов-залогодержателей - некоторые их требования могут подлежать удовлетворению до исполнения некоторых требований 1-й и 2-й очереди (что не соответствует императивной норме п. 2 ст. 64 ГК).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 137. Требования кредиторов третьей очереди. 1. При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Вернутся в раздел Комментарии к законам