срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;
прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;
снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей главой.
2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Комментарий к статье 126
1. Комментируемая статья регламентирует последствия признания должника банкротом и открытия конкурсного производства. Эти последствия связаны с датой принятия судом соответствующего решения, при этом не имеет принципиального значения, от какой стадии процесса осуществляется переход к конкурсному производству.
2. Установлены следующие последствия:
1) наступление срока исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей (очевидно, речь идет об отсроченных обязательных платежах), возникших до открытия конкурсного производства. Речь идет именно о денежных обязательствах; соответственно срок остальных наступившим не считается; можно только ставить вопрос о реализации имущественных прав должника из этих обязательств. Таким образом, с момента введения конкурсного производства не остается кредиторов, срок исполнения требований которых еще не наступил, - их можно назвать недействительными кредиторами. Такие кредиторы находятся в наименее защищенном положении, так как они не участвуют в мероприятиях конкурса; их требования не учитываются при решении на стадии внешнего управления вопросов о продаже предприятия, дополнительной эмиссии, замещении активов и т.п.;
2) прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженностей. Речь идет о прекращении начисления только тех процентов, которые являются финансовыми санкциями, т.е. подлежат уплате в порядке привлечения должника к ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств. Это будут проценты, предусмотренные законом либо договором (если конкурсное производство вводится по ходатайству первого собрания кредиторов по итогам наблюдения), или проценты, начисленные по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (если конкурсное производство вводится по итогам финансового оздоровления либо внешнего управления). Проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами, продолжают начисляться;
3) прекращение конфиденциальности сведений, касающихся финансового состояния должника (прекращается также режим коммерческой тайны для этих сведений). Речь идет только об информации о финансовом состоянии должника; все остальные конфиденциальные сведения таковыми и остаются;
4) необходимость совершения сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих передачу его имущества третьим лицам в пользование, исключительно в соответствии с требованиями гл. VII Закона;
5) прекращение исполнения по всем исполнительным документам, в том числе по тем, которые исполнялись в ходе проводимых ранее процедур (иное может быть установлено Законом). Речь идет об исполнении исполнительных документов в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления - по требованиям кредиторов 1-й, 2-й очередей, а также по текущим требованиям (хотя указанным кредиторам не обязательно получать исполнительные документы - они могут настаивать на исполнении своих требований управляющим по мере наступления срока исполнения);
6) установление дифференцированного режима для требований, которые могут быть предъявлены в рамках конкурсного процесса (по правилам, установленным гл. VII Закона), и требований, которые предъявляются во внеконкурсном порядке, т.е. в обычном исковом производстве. К последним относятся требования о признании права собственности; о взыскании морального вреда; о виндикации; о признании недействительными ничтожных сделок. Формулировка ч. 7 п. 1 комментируемой статьи кажется неудачной. Из буквального толкования норм следует, что требования о признании недействительными оспоримых сделок и о применении последствий их недействительности могут заявляться в конкурсном процессе.
Обращает на себя внимание и внутреннее, логическое противоречие изложенных выше норм о рассмотрении (конкурсном либо внеконкурсном) отдельных требований. Какие-то требования к должнику заявляются в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (по смыслу Закона это денежные требования), а какие-то - в обычном исковом порядке в суд либо арбитражный суд (по смыслу Закона это неденежные, т.е. все остальные, требования). Однако все эти требования связаны с должником, т.е. могут повлиять на осуществление по отношению к нему мероприятий конкурса. Кроме того, при рассмотрении исков о недействительности сделок и о виндикации возникают и денежные требования (о возмещении убытков, возврате денежных сумм, расчетах при виндикации и др.). Таким образом, мы получаем внутренне противоречивое правовое регулирование - одни денежные требования рассматриваются в рамках конкурса; другие - вне его рамок. Целесообразно было бы установить в Законе, что все требования к должнику рассматриваются в рамках конкурсного производства, но какие-то из них (денежные) управляющим, а затем судом, все остальные - непосредственно судом;
7) возможность требования конкурсного управляющего к судебным приставам-исполнителям о передаче исполнительных документов, исполнение по которым прекращено в соответствии с Законом (приставы отдать управляющему эти документы обязаны);
8) снятие всех ограничений по распоряжению имуществом должника, включая аресты, которые были наложены ранее. При этом не допускается наложение новых арестов и иных ограничений. Данная норма ч. 9 п. 1 комментируемой статьи наиболее актуальна, если конкурсное производство вводится после наблюдения (это возможно только по ходатайству собрания кредиторов);
9) невозможность применения общих правил гражданского права к исполнению обязательств должника, признанного банкротом, исполнение осуществляется только в случаях и порядке, установленных гл. VII Закона. То же касается и применения способов прекращения обязательств, хотя упоминания об этом комментируемая статья не содержит;
10) прекращение полномочий руководителя и органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из этого правила: сохраняются полномочия органов управления, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, связанных с заключением соглашений о предоставлении должнику денежных средств, достаточных для исполнения всех обязательств (то же относится к замещению активов). При этом такие субъекты, как представитель собственника и представитель участников юридического лица, наделяются правами лиц, участвующих в деле о банкротстве (в то время как по общему правилу в соответствии со ст. 35 Закона они являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве);
11) назначение конкурсного управляющего - субъекта, который осуществляет все мероприятия конкурсного производства. Часть 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что руководитель должника либо арбитражный управляющий (временный, административный, внешний) в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан передать ему имущество должника, его документацию, печати, штампы и т.д. При этом ч. 3 п. 2 комментируемой статьи содержит указание на возможность привлечения названных субъектов к ответственности (эта норма совершенно необязательна, так как ее положения и так следуют из Закона).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства. 1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
Вернутся в раздел Комментарии к законам