Комментарии к законам

Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов. 1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.



2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов принимаются решения:
об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;
о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении графика погашения задолженности;
о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении плана внешнего управления;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;
о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если на собрании кредиторов, созванном для принятия решений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не представлено необходимое для принятия решений число голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения, если за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем тридцать процентов общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены.
4. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов.
5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 15
1. Комментируемая статья устанавливает порядок голосования на собраниях и порядок признания недействительными решений собрания. Установлено два способа голосования в зависимости от того, какое решение принимается.
Первый - общий порядок голосования: решение считается принятым, если за него было отдано большинство голосов от числа голосов участников собрания (кредиторов и уполномоченных органов), которые присутствуют на собрании (в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона должны присутствовать участники, обладающие более 50% голосов на первом собрании и более 30% голосов на повторном). Общим порядком принимаются все решения, за исключением наиболее важных, о которых прямо сказано в Законе.
Второй способ голосования - квалифицированный порядок: решение считается принятым, если за него было отдано большинство голосов от общего числа голосов кредиторов и уполномоченных органов. Вопросы, по которым голосование осуществляется квалифицированным порядком, названы в п. 2 (ч. ч. 2 - 12) комментируемой статьи.
2. Представленный в п. 2 комментируемой статьи перечень является исчерпывающим (так как не сказано, что иные вопросы могут быть названы в Законе либо других федеральных законах). Квалифицированным порядком принимаются следующие решения:
- об образовании комитета кредиторов: определение количества его участников и вопросов, относящихся к его компетенции; избрание членов комитета; досрочное прекращение полномочий комитета и избрание его нового состава (каждый из этих вопросов может голосоваться отдельно на разных собраниях);
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления либо об изменении срока его проведения;
- об утверждении графика погашения задолженности (часть 5 п. 2 комментируемой статьи не упоминает о решениях, вносящих в график погашения задолженности изменения (ст. 85 Закона)), что порождает двоякое толкование: либо мы скажем, что такие решения голосуются общим порядком, так как иное специально не установлено, либо придем к выводу о том, что внесение в график изменений может привести к изменению сроков финансового оздоровления, а следовательно, в соответствии с ч. 4 п. 2 комментируемой статьи голосование должно быть проведено квалифицированным порядком;
- о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. Отметим, что, несмотря на то что п. 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень решений, голосуемых квалифицированным порядком, п. 2 ст. 146 Закона устанавливает такой порядок для принятия решений об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства в связи с переходом к внешнему управлению - проблемы могут возникнуть при решении вопроса о порядке повторного голосования данного решения;
- об утверждении плана внешнего управления (поскольку в соответствии с п. 7 ст. 107 Закона план внешнего управления может быть изменен только в порядке, установленном для его рассмотрения, то голосование по вопросу о внесении в план внешнего управления изменений осуществляется квалифицированным порядком);
- об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- о выборе саморегулируемой организации управляющих, из числа членов которой арбитражным судом должна быть утверждена кандидатура управляющего (обратим внимание, что в течение одного года со дня введения в действие Закона в соответствии с п. 5 ст. 231 Закона саморегулируемую организацию можно не указывать);
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
- о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов (не названных в Законе);
- о заключении мирового соглашения в соответствии с п. 2 ст. 150 Закона (особые правила состоят в том, что за мировое соглашение должны проголосовать все кредиторы-залогодержатели, а в доверенности представителя кредитора и уполномоченного органа должно быть специально сказано о полномочиях на заключение мирового соглашения).
3. Квалифицированный порядок голосования предполагает присутствие на собрании большого количества кредиторов и уполномоченных органов (по сумме требований), поэтому названные в п. 2 комментируемой статьи решения не всегда могут быть приняты вследствие недостаточности отданных за них голосов.
Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что если на собрании кредиторов, созванном для принятия решений, голосуемых квалифицированным порядком, не представлено необходимое количество голосов, то созывается повторное собрание. Кворум повторного собрания - присутствие участников, обладающих 30% голосов. Для принятия решения необходимо, чтобы за него проголосовали кредиторы и уполномоченные органы с количеством голосов более 30% общего числа голосов в соответствии с реестром (при условии надлежащего уведомления о времени и месте проведения собрания). Таким образом, решение может быть не принято и на повторном собрании (Закон 1998 г. устанавливал, что на повторном собрании голосование осуществляется общим порядком).
Закон не отвечает на вопрос о последствиях непринятия решения повторным собранием - очевидно, необходимо будет предложить кредиторам другой вариант решения (если позволяют сроки) и голосовать его, как обычно, сначала квалифицированным, затем общим порядком.
4. Закон 1998 г. не содержал положений о признании недействительными решений собраний кредиторов, хотя на практике, конечно, такие случаи были - решения признавались недействительными при нарушении каких-либо требований Закона (к субъекту, проводящему собрание, к содержанию вопросов, поставленных на голосование, к порядку принятия решений и т.д.).
Закон восполнил названный пробел, урегулировав в п. п. 4, 5 комментируемой статьи общие основания и порядок признания решений собраний недействительными. Недействительными решения собраний признает арбитражный суд; представляется, что это происходит в рамках конкурсного процесса.
Основания признания решений собраний недействительными следующие:
1) нарушение решением собрания прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве (они названы в ст. 34, 35 Закона), либо третьих лиц - такая формулировка представляется чрезмерно широкой, допускающей различные толкования (например, интересы кредитора, планировавшего получить удовлетворение в рамках конкурсного производства, нарушены решением собрания о введении внешнего управления, что предполагает введение на требования кредиторов моратория в целях восстановления платежеспособности должника). Гораздо целесообразнее в качестве основания недействительности назвать нарушение решением положений законодательства;
2) принятие решения с нарушением пределов компетенции собрания.
Обратим внимание, что такого специального основания недействительности решения, как неуведомление кредитора, Закон не предусматривает; таким образом, неуведомленный кредитор должен доказать, что решение нарушает его права и законные интересы (а это едва ли можно будет сделать, если он обладает количеством голосов, не влияющим на исход голосования).
Суд, получивший решение собрания, не имеет права признать его недействительным по собственной инициативе (а может только отказать в утверждении, если это находится в компетенции суда) - необходимо заявление определенных лиц. Заявить о признании решения собрания недействительным могут лица, участвующие в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьи лица. По общему правилу это заявление может быть подано в течение 20 дней с даты принятия такого решения; если заявление подает неуведомленное о собрании лицо, то 20-дневный срок исчисляется с момента, когда лицо узнало либо должно было узнать о решениях собрания (представляется, что суд не должен принимать указанное заявление при наличии доказательств осведомления неуведомленного кредитора о проведении собрания).
Названный 20-дневный срок по сути своей является пресекательным (сроком существования права), поэтому продлению и восстановлению не подлежит.
5. По результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов суд выносит определение, которое в силу п. 5 комментируемой статьи может быть обжаловано в соответствии с п. 3 ст. 61 Закона только в одной - апелляционной - инстанции в течение 14 дней со дня принятия (что исключает обжалование решения неуведомленными лицами, узнавшими о решении более чем через 14 дней после его принятия); обжалование решения суда не препятствует совершению необходимых процессуальных действий по делу о банкротстве и не является основанием для их приостановления.




Вернутся в раздел Комментарии к законам