Комментарии к законам

Статья 47. Права журналиста. Журналист имеет право:



1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Комментарий к статье 47
1. Предусмотренный в ст. 47 Закона о СМИ перечень прав не является исчерпывающим.
В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Такими же правами, за исключением права на запрос информации, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ обладает каждый гражданин РФ. Однако СМИ имеют определенные преимущества в этих правах, что обусловлено их социальной ролью в обществе. Перечисленные в статье полномочия журналиста составляют содержание права на доступ к информации. Порядок реализации этих полномочий регулируется различными законами и подзаконными актами.
Для введения единого правового регулирования этих отношений был разработан проект Закона "О праве на доступ к информации". Проект был разработан под руководством Венгерова. Он был принят в первом чтении. Однако позднее проект был возвращен к первому чтению и отклонен. Второй законопроект "О праве на информацию в РФ" был внесен в 2001 г. депутатами В.В. Похмелкиным и С.Н. Юшенковым и отклонен в первом чтении 23 мая 2002 г.
2. Следующее право журналиста - право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных организаций либо их пресс-службы - также получило отражение в ряде специальных законов, в частности в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", ст. 21 которого предусматривает, что на заседании комиссий вправе присутствовать представители СМИ. В день проведения референдума РФ в помещениях участков референдума РФ с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках референдума вправе присутствовать представители СМИ. Порядок аккредитации журналистов устанавливается Центральной комиссией референдума РФ не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума РФ.
3. Журналист имеет право быть принятым должностным лицом с целью запроса информации. Подробно о запросе информации см. комментарий к ст. 39 Закона о СМИ.
4. Информация может содержаться в документах. Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Порядок предоставления документов регулируется Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Основами законодательства "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах". Документы в информационных системах называются по Закону об информации информационными ресурсами. Иначе говоря, документ, хранящийся в библиотеке, в архиве, в базе данных, есть информационный ресурс.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Безусловно, использование института права собственности, да и любого правового института вызывает большие сомнения, поскольку прав на информацию существовать не может, может быть лишь фактическая монополия на информацию. Тем не менее, законодатель использует этот институт и говорит о том, что собственник информационных ресурсов устанавливает в пределах своей компетенции правила доступа к информационным ресурсам, определяет условия распространения документа при их копировании и распространении. Согласно ст. 12 Закона об информации пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (п. 1). Порядок получения пользователями информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов (п. 3).
Согласно п. 1 ст. 22 Закона об информации собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, а также обеспечивают условия доступа пользователей к информации.
В соответствии со ст. 20 Основ законодательства об Архивном фонде и архивах документы государственной части Архивного фонда РФ и справочники к ним предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам. Использование архива или архивного документа, находящегося в собственности общественных и религиозных объединений, организаций или в частной собственности, осуществляется только с согласия собственника. Порядок использования архивных документов в государственных архивах определяется Государственной архивной службой России. Порядок использования документов государственной части Архивного фонда РФ, находящихся на временном хранении в центральных органах исполнительной власти РФ, в государственных учреждениях, организациях и на предприятиях, определяется ими по соглашению с соответствующими органами и учреждениями системы Государственной архивной службы России. Государственные архивы имеют право при выдаче пользователям в коммерческих целях копий архивных документов и справочников к указанным документам устанавливать условия их использования (заключать лицензионные соглашения). При этом порядок заключения лицензионных договоров устанавливается Правительством РФ.
5. Порядок реализации права копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 настоящего Закона предусмотрен в ряде нормативных актов и, в частности, в Законе о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ. Согласно ст. 4 этого Закона журналисты СМИ имеют право ознакомления с аудио- и видеозаписями пресс-служб федеральных органов государственной власти со всех официальных мероприятий. Аккредитованные журналисты вправе производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых официальных мероприятиях.
6. Порядок реализации права производить записи, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, кино-, фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом, предусмотрен в специальных законах.
Так, например, в ст. 54 Закона о Конституционном Суде РФ предусмотрено, что кино-, фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний Конституционного Суда допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ.
7. Журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено ЧП, присутствовать на митингах и демонстрациях.
Согласно ст. 79 Дополнительного протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв вооруженных конфликтов, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица. Они пользуются защитой в соответствии с Конвенцией и Дополнительным протоколом к ней при условии, что не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при Вооруженных Силах.
8. Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации. Одновременно на журналиста возложена обязанность с аналогичным содержанием (ч. 1 п. 2 ст. 49 Закона о СМИ). Для реализации этого права журналист может сделать копию документов, произвести съемку, запись, проконсультироваться со специалистом в той или иной области знаний. Наличие у журналиста такого права предполагает обязанность лица, сообщающего информацию, предоставить возможность проверить достоверность этих сведений журналистом. Таким образом, данное право - необходимое условие для формирования достоверной информации в СМИ. Обязанность журналиста проверять достоверность информации предусмотрена для возможности привлечения журналиста к ответственности за распространение недостоверных сведений.
9. Право журналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, есть лишь частный случай политических прав всех граждан на свободу мысли и слова, закрепленную в ст. 29 Конституции РФ. Аналогичное право предусмотрено в ст. 10 Европейской конвенции о правах человека. В статье 10 Европейской конвенции исчерпывающим образом предусмотрены цели введения ограничений этого права. К ним относятся государственная безопасность, территориальная целостность или общественное спокойствие, предотвращение беспорядков и преступности, защита здоровья и нравственности, защита репутации или прав других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, и обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия.
Ограничение прав, в частности, установлено Законом о выборах депутатов, согласно п. 4 - 5 ст. 54 которого организации, осуществляющие выпуск СМИ, свободны в своей деятельности по информированию избирателей. В информационных теле-, радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельными информационными блоками, без комментариев.
10. Журналист высказывает свое мнение, а мнение в отличие от факта субъективно. В связи с этим нельзя сказать, соответствует то или иное высказывание действительности или нет. Поэтому нельзя журналиста привлекать к ответственности за оскорбление, если тот или иной материал имеет оценочный характер.
Комментарий относительно данного права в конкретных решениях был дан Европейским Судом. Комментарий Европейского Суда является официальным толкованием Европейской конвенции, участницей которой является Россия. Европейский Суд рассмотрел дело редактора, журналиста Лингенса против Австрии. Лингенс опубликовал статьи, в которых поставил под сомнение возможность канцлера Австрии осуществить политическую власть. В Австрийском суде были рассмотрены исковые заявления канцлера о защите чести и достоинства. Требования исковых заявлений были удовлетворены. Лингенс обратился в Европейский Суд по правам человека, поскольку счел решения австрийских судов незаконными и нарушающими его право на свободу мнения. Европейский Суд признал решения австрийских судов незаконными. В своем решении Суд также сказал о невозможности применения в данном случае ограничений этого права, предусмотренного в ст. 10, поскольку "свобода печати обеспечивает для общественности одно из наилучших средств, позволяющих определять и формировать представление об идеях и подходах политических деятелей. Соответственно, границы приемлемой критики, направленной против политического деятеля как такового, шире, чем критики в адрес частного лица. В отличие от последнего, первый неизбежно и сознательно ставит себя в положение, при котором каждое сказанное им слово и каждое его действие становятся предметом самого тщательного изучения как журналистами, так и широкой общественностью. Положения п. 2 ст. 10 обеспечивают возможность защиты репутации других лиц, и эта защита распространяется и на политических деятелей. Однако в таких случаях требования такой защиты должны взвешиваться по отношению к интересам открытого обсуждения политических проблем" (Решения Европейского Суда. М., 1998).
Следует обратить внимание, что журналист имеет право высказывать личные суждения и оценки только в случае, если материал будет распространяться за его подписью, а не анонимно или под псевдонимом.
11. Следующее право, предусмотренное в ст. 47 Закона о СМИ, - право отказаться от подготовки материала за своей подписью. Данное право есть развитие права человека на свободу мысли и слова.
В пункте 11 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ закреплено право журналиста снять свою подпись под сообщением или материалом, создание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, или запретить либо иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона. Думается, что в данном праве говорится о действиях, которые журналист вправе предпринять для предупреждения распространения материала с искажениями и, соответственно, нарушениями права на защиту репутации журналиста как автора, т.е. речь идет о предупреждении нарушения неимущественного авторского права, предусмотренного в ст. 15 ЗоАП.
В качестве мер, направленных на предупреждение такого нарушения, предусмотрена возможность для журналиста:
снять свою подпись под сообщением или материалом;
запретить использование материала, т.е. публикацию, передачу в эфир и т.д.;
оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала.
Первые две меры действительно направлены на предупреждение нарушения. Содержание третьей меры непонятно, и сомнительна возможность с ее помощью предотвратить нарушение. Иначе говоря, речь идет о том, что журналист дает согласие на использование материала при выполнении определенных условий со стороны редакции. Однако этот способ предупреждения нарушения не совсем понятен. Если фамилия журналиста будет стоять и материал с искажением использоваться, то, следовательно, будет нарушение его неимущественного права. Также следует обратить внимание на то, что законодатель, упоминая об условиях и характере использования данного сообщения или материала, делает ссылку на ч. 1 ст. 42 настоящего Закона, т.е. Закона о СМИ, где говорится не об искаженном произведении, а о том, на каких условиях предоставляется произведение, т.е. речь идет об условиях авторского договора.
В связи с изложенным остается неясным, что имел в виду законодатель, указывая, что журналист вправе в случае искажения его сообщения или материала оговорить условия и характер использования данного сообщения. Сомнительна возможность применения ст. 42 Закона о СМИ к этому праву журналиста, поскольку, во-первых, она касается обладателя имущественных прав на произведение, а журналист, как правило, создает произведение в порядке служебного задания, и, соответственно, в силу презумпции, закрепленной в ч. 2 ст. 14 ЗоАП, исключительное право на его работу принадлежит работодателю, а не журналисту.
12. Следующее право журналиста - право распространять подготовленные им сообщения и материалы под своим настоящим именем, псевдонимом или без подписи. Данное право есть авторское право, а именно - право на имя, закрепленное в ст. 15 ЗоАП.




Вернутся в раздел Комментарии к законам