Комментарии к законам

Статья 37. Международные договоры. Комментарий к статье 37



Комментируемая статья подтвердила установленный на конституционном уровне приоритет норм международного права и законодательства над нормами российского права и законодательства. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы, а в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.
В настоящее время в сфере правового регулирования охраны ООПТ действует ряд международных актов - международных договоров, межправительственных соглашений и модельных законов. К числу наиболее значимых из них следует отнести:
Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) <*> - ратифицирована СССР Указом Президиума ВС СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI и вступила в силу для СССР 12 января 1989 г. В настоящее время в соответствии с положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из всех международных договоров СССР, в том числе и из данной Конвенции; данная Конвенция дала на международном уровне определение таким понятиям, как "природное наследие", "природные памятники", "геологические и физиографические образования", "природные достопримечательные места", приоритет и средства международной и внутригосударственной защиты всемирного культурного и природного наследия;
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. XLV. С. 482; Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. С. 290.
Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.) <*>, закрепившую на международном уровне необходимость охраны водно-болотных угодий и порядок взаимодействия договаривающихся стран при осуществлении данной деятельности;
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 462 - 466; Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 191 - 199; Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991. С. 191 - 199.
Модельный закон об особо охраняемых природных территориях (принят в г. Санкт-Петербурге 16 октября 1999 г. Постановлением 14-6 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ) <*>, установивший примерную рекомендательную структуру национального закона об особо охраняемых природных территориях для государств - участников СНГ;
--------------------------------
<*> Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ. 2000. N 23. С. 96 - 123.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о заповеднике "Озеро Ханка" (Пекин, 25 апреля 1996 г.) <*>, определяющее порядок и формы взаимодействия российской и китайской сторон по охране данного заповедника;
--------------------------------
<*> Бюллетень международных договоров. 1997. N 1. С. 63 - 65.
Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской республики о заповеднике "Дружба" (Хельсинки, 26 октября 1989 г.) (вступило в силу 13 ноября 1990 г.) <*>, установившее порядок взаимодействия сторон Соглашения при исследовании его экосистем и обеспечении их охраны.
--------------------------------
<*> Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1991. N 2. Ст. 4; Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 275 - 277.
Раздел XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Вернутся в раздел Комментарии к законам