Комментарии к законам

Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. 1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.



2. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
3. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 33
Объектами государственного контроля (надзора) являются продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, на которые установлены требования в технических регламентах. Предметом контроля является исключительно соблюдение данных требований.
В соответствии с Законом РФ "О стандартизации" государственный контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществлялся на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации.
При буквальном толковании применяемых формулировок можно заключить, что Закон о стандартизации предусматривает один объект контроля (продукцию) на всех стадиях ее жизненного цикла, а Закон - несколько объектов, включая продукцию и ряд связанных с нею процессов в качестве самостоятельных объектов контроля.
С юридической точки зрения различие очевидное и существенное.
Правило, изложенное в п. 2 ст. 33, о том, что государственный контроль в отношении продукции осуществляется исключительно на стадии ее обращения, позволяет бесспорно заключить, что контроль не осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, производства и утилизации.
Однако практическая реализация Закона невозможна без оценки соответствия продукции при контроле процессов ее производства, эксплуатации и других (кроме утилизации). Но оценка продукции не является целью контроля в данном случае. Вместе с тем нельзя не отметить, что формулировка Закона позволяет сделать государственный контроль более целенаправленным, как бы точечным.
Государственный контроль продукции начинается со стадии реализации, т.е. поставки изготовителем готовой продукции покупателю, и осуществляется при ее дальнейшей реализации, включая розничную продажу.
Вместе с тем следует отметить, что Закон не дает определения стадии обращения продукции. Более того, в ГК и ряде других проанализированных Законов не применяется понятие обращения продукции.
В упомянутых актах для характеристики этой стадии употребляется термин "оборот" продукции.
Даже если допустить, что "обращение" является равнозначным термину "оборот", все же сохраняется неопределенность его содержания.
Так, Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяет оборот как закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.
В Федеральном законе "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под оборотом понимается купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи продукции (реализация), ее хранения и перевозки.
Таким образом, в указанных Законах под оборотом понимается практически одно и то же: реализация продукции по договору купли-продажи (поставки) и другим договорам, связанным с переходом права собственности на продукцию, а также ее хранение.
Во втором Законе к этому добавлена еще и перевозка продукции.
Оба Закона не включают в понятие оборота процессы производства, эксплуатации и утилизации продукции. В свете сказанного необходимо дать в Законе понятие обращения (оборота) продукции, поскольку это имеет важное практическое значение.
В некоторых законодательных актах РФ дается понятие оборотоспособности продукции.
Так, например, в ст. 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля), при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Четкое установление стадии контроля продукции не только определяет объем работы по контролю, но также определяет объективную сторону правонарушений, т.е. действия, за которые может быть установлена административная или уголовная ответственность.
Исходя из рассматриваемой нормы не могут быть установлены упомянутые виды ответственности, например, за несоблюдение требований к продукции при ее изготовлении, эксплуатации и утилизации.
Вместе с тем такая ответственность может быть установлена за несоблюдение требований к самим указанным процессам.
Если в результате нарушения требований к процессам хранения, перевозки произошло нарушение требований к продукции, т.е. утрата ею соответствующих свойств, то это обстоятельство может быть условием ответственности за нарушение требований к указанным процессам, а также основанием для привлечения виновных к гражданско-правовой ответственности.
В этой связи необходимо проанализировать все нормы об административной и уголовной ответственности в данной области на предмет их соответствия положениям Закона (см. комментарий к ст. 36).
Важным условием обеспечения объективности результатов государственного контроля является правило, установленное п. 3 ст. 33, о применении в процессе контроля тех же правил и методов исследований, испытаний и измерений, которые установлены в соответствии с Законом для применения технических регламентов.




Вернутся в раздел Комментарии к законам