Комментарии к законам

Статья 26. Организация обязательной сертификации. 1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



2. Орган по сертификации:
привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимости таких работ.
3. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.
Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
4. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Комментарий к статье 26
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ (ранее этот порядок определялся органами - создателями систем обязательной сертификации).
Никаких других требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, желающим осуществлять эту деятельность, Закон не предусматривает, в частности - наличие лицензии (см. комментарий к понятию органа по сертификации).
В отличие от декларирования соответствия, Закон не определяет кто может быть заявителем при обязательной сертификации.
Учитывая сходство отношений по декларированию и обязательной сертификации продукции, являющихся двумя формами обязательного подтверждения соответствия, в данном случае возможно применение аналогии закона в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК, т.е. распространение на заявителя при обязательной сертификации продукции требований к заявителю при ее декларировании, установленных в п. 1 ст. 24 Закона.
Функции органа по сертификации изложены в Законе с учетом его концепции в области обязательного подтверждения соответствия.
Договорные отношения между органом по сертификации и аккредитованной испытательной лабораторией строятся в соответствии с нормами ГК по договору об оказании возмездных услуг (см. п. 3 комментария к ст. 24 Закона).
Проведение инспекционного контроля за объектами обязательной сертификации допускается при наличии двух условий: такой контроль предусмотрен схемой сертификации и договором на проведение сертификации.
Таким образом, инспекционный контроль органа по сертификации не является обязательным и может осуществляться только с согласия заявителя. Орган по сертификации, в который обратился заявитель, не вправе отказать ему в заключении договора в связи с отказом от проведения инспекционного контроля. Отказ в заключении договора может быть обжалован в судебном порядке.
Функции органа по сертификации дополнены новой обязанностью: информировать соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.
Под соответствующими органами, очевидно, следует понимать органы, уполномоченные контролировать данную продукцию, на территории деятельности которых зарегистрирован (находится) заявитель.
Согласно Закону орган по сертификации вправе приостановить или прекратить действие выданного им сертификата соответствия. Закон, однако, не устанавливает ни основания, ни форму принятия таких решений.
Очевидно, таким основанием может быть обнаружившееся несоответствие сертифицированной продукции требованиям технических регламентов. При этом, если недостатки могут быть устранены в разумный срок, действие сертификата приостанавливается, а если недостатки носят неустранимый характер - действие сертификата прекращается.
Соответствующее решение должно приниматься в форме правового акта, предусмотренного в уставных или иных документах лица, выполняющего функции органа по сертификации. Целесообразно издание указанным лицом локального нормативного правового акта о порядке принятия указанных решений.
Решение о приостановлении или прекращении действия сертификата может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с правилами АПК РФ (см. п. 6 комментария к ст. 21 Закона).
Принятие указанных решений органом по сертификации влечет утрату изготовителем и продавцом права на реализацию соответствующей продукции. Об обязанностях и ответственности указанных лиц см. комментарии к статьям гл. 7 Закона.
2. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый общероссийский реестр выданных сертификатов соответствия, формируемый на основе сведений, представляемых органами по обязательной сертификации, в установленном им порядке.
Порядок ведения единого реестра, представления содержащихся в нем сведений и порядок оплаты этой услуги устанавливается Правительством РФ.
3. Испытания и измерения продукции орган по сертификации вправе осуществлять только в аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораториях (центрах) на условиях заключенного между ними договора (см. п. 3 комментария к ст. 24 Закона).
Соответствующие формулировки п. 2 и 4 ст. 26 Закона исключают возможность непосредственного обращения заявителя в испытательную лабораторию для проведения испытаний продукции.
Представляется, однако, что с согласия органа по сертификации это допустимо.
Важным нововведением является запрет представлять лабораториям сведения о заявителе. Очевидно, это правило направлено на обеспечение объективности испытаний и подразумевает анонимность испытываемой продукции.
Протокол о результатах испытаний продукции является важным, но не единственным основанием для принятия решения органом по сертификации о выдаче или об отказе в выдаче сертификата. Некоторые схемы сертификации могут предусматривать, например, аттестацию производства и т.п.
Протокол испытательной лаборатории и решение органа по сертификации об отказе в выдаче сертификата могут быть оспорены в арбитражном суде (см. п. 6 комментария к ст. 21 Закона).
4. Закон не определяет конкретные содержание и условия договоров, заключаемых между заявителем и органом по сертификации, между последним и испытательной лабораторией, а также не предусматривает возможность регулирования этих вопросов каким-либо государственным органом.
В этих условиях все вопросы должны решаться в соответствии с нормами ГК о договорах.
Для характеристики указанных договоров следует отметить, прежде всего, что выбор органа по сертификации из нескольких, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, а выбор испытательной лаборатории - органу по сертификации.
Поскольку органы по сертификации и испытательные лаборатории имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются коммерческими организациями, заключаемые ими, а также индивидуальными предпринимателями договоры должны быть классифицированы как публичные и договоры присоединения.
Согласно ст. 426 ГК, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Организация, как правило, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех.
Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить товар (услугу) не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о взыскании причиненных в результате этого убытков (п. 4 ст. 445 ГК).
Важно подчеркнуть, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар (выполнить соответствующую работу, оказать услугу) лежит на коммерческой организации (п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ").
Условия публичного договора, не соответствующие установленным для всех правилам, являются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК).
Договором присоединения, согласно ст. 428 ГК, признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны (продавца, исполнителя), вынужденный объективными условиями, все же имеет некоторые ограничения. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Кроме изложенных оснований изменения или расторжения договора присоединения, предусмотренных ст. 428 ГК, он может быть изменен или расторгнут также по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 450 ГК: существенное нарушение договора коммерческой организацией, а также в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законами или договором. Спор рассматривается судом после принятия истцом мер по урегулированию спора с ответчиком (см. п. 56, 59 и 60 упомянутого Постановления Пленумов Судов от 1 июля 1996 г.).
Следует обратить внимание на то, что условия реализации упомянутого права присоединившейся стороны на расторжение или изменение договора существенно различаются в зависимости от ее статуса. Право гражданина-потребителя ничем не ограничено и зависит лишь от наличия (доказанности или недоказанности) соответствующих обстоятельств. Если же сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, то ее требование не подлежит удовлетворению, если будет доказано, что она знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.
В ст. 10 ГК (п. 3) впервые установлено новое правило, что разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Применительно к вопросу о расторжении или об изменении договора присоединения это означает, что бремя доказывания неразумности понимания своих интересов присоединившейся стороной лежит на другой стороне, т.е. продавце, исполнителе.
Содержание договора на проведение обязательной сертификации частично может быть определено исходя из прав и обязанностей органов по сертификации и заявителей, установленных Законом, однако некоторые из них (сроки исполнения, размер и порядок оплаты и др.) являются предметом соглашения сторон.
Порядок заключения договоров установлен нормами ГК.
В соответствии со ст. 161 ГК, сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Согласно ст. 434 и 438 ГК, договор в письменной форме может быть заключен путем составления и подписания одного документа, а также путем совершения лицом, получившим письменное предложение заключить договор (оферту), в установленный срок действий по выполнению условий договора (это считается принятием предложения - акцепт). Применительно к договору о сертификации офертой является заявка на сертификацию, а акцептом - решение по заявке, которое сообщается заявителю. В соответствии со ст. 435 ГК, оферта должна содержать существенные условия договора. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для акцепта, если не оговорено иное (ст. 436 ГК). Поскольку орган по сертификации обязан в силу Закона проводить сертификацию, то согласно ст. 445 ГК он должен направить заявителю решение либо об отказе от заключения договора, либо о заключении договора на условиях, отличающихся от указанных в заявке, в течение 30 дней со дня получения заявки, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. Орган по сертификации, необоснованно уклоняющийся от заключения договора, может быть судом понужден заключить договор и должен возместить заявителю причиненные этим убытки.




Вернутся в раздел Комментарии к законам