Комментарии к законам

Статья 12. Принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:



добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Комментарий к статье 12
1. Указанный в качестве первого принцип добровольного применения стандартов по существу не является принципом деятельности по стандартизации, а определяет юридический статус стандартов как документов, не имеющих обязательного характера.
Однако в связи с этим возникает вопрос о роли самой стандартизации в новых условиях: является ли она добровольной деятельностью граждан или организаций или имеет какую-то государственно-правовую основу, независимо от того, что ее результат - национальные стандарты - не имеют обязательного характера, не являются нормативными документами.
Отвечая на этот вопрос, прежде всего следует отметить, что регулирование стандартизации в Законе само по себе не означает еще признание за ней государственного статуса.
Законодательство РФ регулирует немало отношений, которые в своей основе являются чисто добровольными, возникающими в результате самодеятельности граждан и не порождающими прав и обязанностей в отношении государства.
Но в Законе имеются положения, которые однозначно свидетельствуют, что стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов.
К ним могут быть отнесены положения ст. 14 Закона о возложении на Национальный орган РФ по стандартизации представительства РФ в международных организациях по стандартизации, участие в их работе и обеспечение учета интересов РФ при разработке международных стандартов.
Эти функции имеют безусловно государственный характер.
В связи с этим их выполнение, согласно п. 2 ст. 14 Закона, Правительство РФ возлагает на определенный орган исполнительной власти.
При решении поставленного вопроса необходимо также учитывать положение п. "р" ст. 71 Конституции РФ об отнесении к ведению РФ стандартов и эталонов, метрической системы и исчисления времени. Из этого следует, что установление стандартов, т.е. стандартизация, является функцией государства.
Напомним, что действующая Конституция РФ принималась в условиях, когда стандартизация являлась безусловно государственной функцией, а определенные требования государственных стандартов имели общеобязательную силу.
Уместно поставить вопрос: не противоречит ли упомянутому положению Конституции РФ придание национальным стандартам статуса необязательных документов.
Представляется, что не противоречит. Понятие предмета ведения РФ означает только отнесение регулирования того или иного вопроса к компетенции именно РФ, а не к ведению субъектов РФ или к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Придание национальным стандартам статуса необязательных документов не исключает их из круга вопросов, регулируемых государством в лице соответствующих органов РФ.
Вопрос о правовом статусе стандартов не относится к категории предметов ведения РФ и ее субъектов.
Статус стандартов может изменяться в зависимости от потребностей и состояния социально-экономической обстановки в государстве.
Из всего сказанного следует, что стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер и порядок ее осуществления должен регулироваться государством в соответствии с упомянутой нормой Конституции РФ.
2. Несмотря на добровольный характер применения национальных стандартов, законодатель все же определяет некоторые принципы, которыми обязаны руководствоваться разработчики стандартов, что является реализацией полномочий РФ, определенных Конституцией РФ.
Национальные стандарты, играя роль рекомендаций, являются все же документами, разработанными по правилам, определенным государством, и, таким образом, опирающимися на его авторитет. Поэтому государству небезразлично содержание национальных стандартов.
Изложенные в ст. 12 принципы условно можно разделить на две группы.
Первая группа - принципы, направленные на недопущение в стандартах необоснованных ограничений свободы предпринимательства путем установления завышенных или дополнительных требований, не отвечающих целям стандартизации, определенным в ст. 11 Закона.
Вторая группа - принципы технического характера:
- разработка национальных стандартов, как правило, на основе международных стандартов, за исключением случаев, указанных в Законе;
- недопустимость установления требований, противоречащих основополагающим требованиям технических регламентов (речь идет именно о противоречии, а не о прогрессивном повышении требований);
- установление требований, обеспечивающих единообразие применения стандартов.
3. В связи с целями и принципами осуществления деятельности по стандартизации возникает вопрос об ответственности за разработку национальных стандартов с нарушением норм, предусмотренных ст. 11 и 12 Закона, а также правил разработки национальных стандартов.
В соответствии с законодательством РФ, как известно, применяются три вида ответственности: гражданско-правовая, административная и уголовная.
Два последних вида ответственности возможны при совершении виновных противоправных (незаконных) действий (бездействия), ответственность за которые предусмотрена в КоАП РФ или в УК РФ. При этом к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица.
Поскольку нарушение целей и принципов стандартизации объективно реализуется в национальных стандартах, которые не являются нормативными актами, т.е. устанавливающими общеобязательные правила, установление за эти действия указанных видов ответственности представляется невозможным.
Вместе с тем несомненно, что добровольное применение национальных стандартов, разработанных с нарушением упомянутых целей, принципов и процедур, может привести к причинению имущественного вреда лицу, применившему национальный стандарт (изготовитель, продавец, исполнитель).
Представляется, что в этом случае можно говорить о применении гражданско-правовой ответственности, а именно деликтной (внедоговорной) ответственности в соответствии с ГК РФ.
При этом причинителем вреда должен выступать орган, утвердивший национальный стандарт, если он по закону может нести такую ответственность.




Вернутся в раздел Комментарии к законам