Комментарии к законам

Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. 1. Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего Федерального закона.



2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.
3. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
4. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.
Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и указанным в пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.
5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:
обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;
финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;
документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, указанный в пункте 4 настоящей статьи.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением документов, указанных в настоящем пункте, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
8. Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.
Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.
Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.
Комментарий к статье 9
1. Пункт 1 ст. 9 устанавливает, что правовой формой принятия технических регламентов является федеральный закон, что и предопределяет порядок его принятия.
2. Согласно п. 2 ст. 9 разработчиком проекта технического регламента может быть любое юридическое или физическое лицо.
В соответствии с Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" технический регламент не является объектом авторского права, поскольку относится к официальным документам.
3. Порядок разработки проекта технического регламента предусматривает осуществление ряда обязательных процедур:
- опубликование уведомления о разработке проекта в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в электронно-информационной системе общего пользования.
Закон оговаривает основное содержание уведомления, позволяющее определить, на какую продукцию и процессы будут распространяться требования проекта, цель разработки проекта, обоснование необходимости разработки, включая требования проекта, которые отличаются от требований международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ, а также способ ознакомления с проектом, данные о разработчике и адрес для направления замечаний на проект;
- обеспечение разработчиком возможности ознакомления с проектом и получения копии проекта (за плату);
- доработка разработчиком проекта с учетом полученных замечаний;
- организация разработчиком публичного обсуждения проекта (форма обсуждения Законом не определена);
- составление разработчиком перечня полученных письменных замечаний с изложением их краткого содержания и результатов обсуждения;
- сохранение полученных замечаний разработчиком до дня вступления в силу технического регламента и предоставление их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам (безвозмездно);
- опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения в том же порядке, что и уведомления о разработке проекта.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта должно содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем замечаний, данные о разработчике для связи с ним;
- обеспечение разработчиком возможности ознакомления с доработанным проектом и перечнем замечаний.
Согласно п. 6 ст. 9 обязанность по опубликованию уведомлений в своем печатном издании возложена на федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Установлен срок опубликования - десять дней с момента оплаты публикации.
Кто и в каком размере оплачивает опубликование уведомлений, а также порядок опубликования, определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. N 316 (в редакции Постановления от 17 июля 2003 г. N 440) Госстандарт России определен органом, уполномоченным исполнять функции органа РФ по стандартизации, а также функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 утверждено Положение об опубликовании уведомлений, проектов нормативных актов и заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, опубликование которых предусмотрено ст. 9 и 10 Закона.
Постановлением установлены размеры платы за опубликование указанных документов, предусмотрено осуществление этих расходов за счет средств федерального бюджета, выделенных на данные цели. Положением установлено, что Госстандарт России публикует все упомянутые документы в печатном издании Комитета - журнале "Вестник технического регулирования". Кроме того, проект федерального закона, проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте, заключение экспертной комиссии по техническому регулированию публикуются также на официальном сайте Комитета в сети Интернет. По усмотрению разработчика проекта технического регламента уведомления о разработке проекта и о завершении его публичного об суждения могут быть опубликованы также в информационной системе общего пользования за счет разработчика.
Уведомления направляются в Госстандарт России по формам, прилагаемым к Положению и публикуются им в 10-дневный срок с даты оплаты опубликования.
Положением предусмотрено, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента исчисляется со дня выхода в свет первой партии тиража упомянутого журнала, в котором опубликовано уведомление о разработке проекта, и не может быть менее двух месяцев.
4. В связи с детальным изложением в Законе порядка разработки проекта технического регламента возникает вопрос о последствиях нарушения процедур, предусмотренных этим порядком до передачи проекта в Государственную думу.
По своему характеру практически все упомянутые процедуры, в том числе процедуры, связанные с публикацией уведомлений, их содержанием, сроками опубликования, обеспечением возможности ознакомления с проектом, получения копий проекта и замечаний к нему, в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" могут быть отнесены к понятию "информация".
Непредставление этой информации, нарушение сроков ее представления или требований к содержанию является нарушением права государственных органов, организаций и граждан на получение информации, предусмотренного Конституцией РФ (ст. 24) и Законом N 24-ФЗ.
Согласно ст. 24 данного Закона отказ в доступе к открытой информации или представление недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Дела этой категории подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции или арбитражными судами в зависимости от статуса заявителя и характера его прав и интересов, которые нарушены. В арбитражных судах жалобы на действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц рассматриваются, если затронуты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 2 ст. 29 АПК).
Дела рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ (п. 1 ст. 34 АПК) по месту нахождения указанных органов и лиц в порядке, установленном АПК для рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений (гл. 22 и 24 АПК, см. подробнее в комментарии к ст. 21).
В остальных случаях дела данной категории рассматриваются судами общей юрисдикции.
При этом, в соответствии п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2, дела об оспаривании действий (бездействия) указанных органов и лиц, если они являются разработчиками проектов технических регламентов, должны рассматриваться в порядке, установленном ГПК РФ для дел, возникающих из публичных правоотношений, а дела, в которых разработчиками проектов являются учреждения, предприятия, организации, их объединения и общественные объединения, - по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.
Лица, в отношении которых совершены эти действия (бездействие), имеют право на возмещение понесенного ущерба в соответствии с гражданским законодательством.
При этом следует иметь ввиду, что причинителем ущерба должен считаться разработчик проекта технического регламента, который согласно Закону обязан публиковать и представлять установленную информацию о проекте.
Учитывая большой объем и характер работы, необходимость серьезных финансовых затрат, можно предположить, что разработчиками, как правило, будут организации.
Руководители, служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
5. Уголовная ответственность за указанные правонарушения предусмотрена двумя статьями УК.
Статья 140 УК предусматривает ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Данная статья может быть применена, если разработчиком проекта технического регламента являются органы и организации, в которых имеются должностные лица (см. примечание к ст. 285 УК).
Содержание технического регламента охватывает вопросы безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества и предпринимательской деятельности.
Поэтому круг лиц, права и свободы которых непосредственно затрагиваются проектом технического регламента, является практически неограниченным.
Статья 287 УК (ч. 1) предусматривает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Совету Федерации или Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставить такую информацию.
6. Административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации, в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ.
Указанная норма отличается от диспозиции ст. 140 УК более широким набором составов правонарушений, включающих нарушение сроков предоставления документов и материалов, а также непредоставление любой информации, предусмотренной законом.
Кроме того, для наступления ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ не требуется причинения гражданину какого-либо вреда, как это предусмотрено ст. 140 УК РФ.
7. Гражданско-правовая ответственность государственных органов, организаций, их руководителей и иных служащих, виновных в незаконном ограничении доступа к информации или предоставлении недостоверной информации, состоит в возмещении ущерба, причиненного этими действиями (бездействием).
Основанием такой ответственности является нарушение разработчиками проектов технических регламентов обязанностей, предусмотренных Законом.
Нарушение обязанностей в области предоставления информации о разработке проекта технического регламента может объективно привести к невозможности принять участие в публичном обсуждении проекта, представления замечаний на проект или ознакомления с ними.
Следствием этого может быть принятие технического регламента с требованиями, которые могут привести организацию или индивидуального предпринимателя к необходимости дополнительных финансовых затрат на производство, перевозку, реализацию продукции или к уменьшению размера дохода, а в отношении граждан - к нарушению их права на безопасность используемой продукции и процессов.
Таким образом, гражданско-правовая ответственность в данном случае состоит во взыскании с виновного понесенных убытков.
8. Несоблюдение установленных Законом процедур разработки проекта технического регламента влечет кроме изложенных мер ответственности за нарушение права на информацию также невозможность внесения проекта в Государственную Думу и рассмотрения его в ней.
Это обстоятельство может также явиться одним из оснований для оспаривания требований технического регламента по существу, при наличии соответствующих условий.
9. Проект федерального закона о техническом регламенте может быть внесен в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы.
Согласно ст. 104 Конституции РФ такими субъектами являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Эти органы и должностные лица вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов по любым вопросам, в том числе проекты федеральных законов о техническом регламенте.
Право законодательной инициативы только по вопросам их ведения принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.
Некоторые законопроекты, в том числе предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. К таким законопроектам могут быть отнесены и проекты федеральных законов о технических регламентах, если они предусматривают расходы из федерального бюджета. Такое заключение должно быть получено до внесения законопроекта в Государственную Думу, отрицательное заключение может явиться одной из причин отказа от внесения законопроекта.
Закон (п. 7 ст. 9) предусматривает перечень документов, необходимых для внесения проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу. Особое внимание следует обратить на документы, подтверждающие опубликование уведомлений, предусмотренных ст. 9. Это могут быть любые документы: достоверные копии печатных публикаций, справки или письма публикаторов и т.п. Включение этих документов в перечень, представляемый с проектом федерального закона, подтверждает сделанный выше вывод о последствиях нарушения положений Закона об информировании, в частности, о публикации уведомлений.
Таким образом, разработчик проекта технического регламента должен обратиться к одному из упомянутых субъектов права законодательной инициативы по своему выбору с просьбой о внесении законопроекта в Государственную Думу и приложить все предусмотренные документы.
Отказ субъекта права законодательной инициативы в удовлетворении просьбы не лишает разработчика права обратиться к другому субъекту этого права.
Закон предусматривает обязательное направление Государственной Думой внесенного проекта федерального закона со всеми предусмотренными документами на отзыв Правительству РФ.
Указанный отзыв дается по существу проекта федерального закона уже внесенного в Государственную Думу.
Отзыв Правительства РФ может быть как положительным, так и отрицательным в отношении всего проекта или его части и направляется в Государственную Думу в течение месяца со дня получения проекта федерального закона о техническом регламенте.
В отзыве Правительства РФ должно быть учтено заключение экспертной комиссии по техническому регулированию.
Только при соблюдении всех упомянутых требований и в соответствии с правилами Регламента Государственной Думы законопроект может быть включен в повестку дня.
Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, подлежит публикации в тех же изданиях, которые предусмотрены Законом для публикации уведомлений о разработке проекта технического регламента и о завершении его публичного обсуждения.
К опубликованному проекту в установленный срок могут быть направлены поправки, которые публикуются только в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Федеральный орган по техническому регулированию обязан опубликовать проект федерального закона в течение десяти дней с момента оплаты публикации.
Порядок опубликования проекта и размер платы за это определяются Правительством РФ.
Проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению, снова направляется Государственной Думой на отзыв Правительству РФ не позднее, чем за месяц до второго чтения. Правительство РФ направляет отзыв в Государственную Думу, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, в течение месяца.
10. Экспертные комиссии по техническому регулированию осуществляют экспертизу только проектов технических регламентов.
Закон определяет рамочный состав комиссий. Порядок их создания и деятельности утверждается Правительством РФ, а персональный состав - федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Заключения экспертных комиссий подлежат обязательному опубликованию в тех же изданиях, где публикуются уведомления, предусмотренные Законом.
Порядок опубликования заключений и размер платы за это устанавливаются Правительством РФ.
Положение о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513.
11. Пункт 10 ст. 9 Закона определяет единственный орган государственной власти, который обязан начать процедуру внесения изменений в технический регламент или его отмены, при наличии оснований, предусмотренных в данном пункте. Таким органом является Правительство РФ.
Эта его обязанность никоим образом не влияет на возможность субъектов права законодательной инициативы вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений, дополнений или отмене технического регламента.
Основаниями для изменения или отмены технического регламента являются его несоответствие названным в п. 12 ст. 7 Закона задачам, обеспечение решения которых возложено на Правительство РФ. Как видно из перечня этих оснований, они касаются требований, предъявляемых к техническим регламентам, о соответствии их показателей интересам национальной экономики, уровню развития ее материально-технической базы современному научно-техническому уровню развития в соответствующей области, международным нормам и правилам, принятым РФ. То есть речь идет о приведении требований технических регламентов в соответствие с мировым уровнем развития и принятыми РФ обязательствами в целях обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции. Одновременно будет достигаться другая цель - приведение технических регламентов в соответствие с интересами национальной экономики.
Несоответствие технических регламентов развитию материально-технической базы экономики может выражаться в отставании их требований от возможностей производства, либо, наоборот, в неспособности производства обеспечить выполнение требований технических регламентов из-за низкого уровня оборудования или технологии.
В последнем случае внесение изменений (отмена) в технический регламент необходимо также и для предотвращения необоснованного применения мер ответственности за несоблюдение практически невыполнимых требований.
Иные субъекты права законодательной инициативы не связаны указанными основаниями при постановке вопроса о внесении изменений или отмене технических регламентов.
Согласно п. 10 ст. 9 процедура внесения изменений или отмены технических регламентов Правительством РФ должна осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 9 и 10 Закона для их разработки и принятия.
Это означает, что процедура должна начинаться с разработки проекта изменений или отмены и публикации уведомления о разработке проекта в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 9.
В дальнейшем проект изменений (отмены) должен пройти все процедуры, предусмотренные ст. 9, с учетом особенностей, установленных в ст. 10.
Таким образом, если речь идет о внесении изменений или отмене технического регламента, принятого Президентом РФ, то проект этих изменений (отмены) может быть представлен Президенту РФ и принят им без публичного обсуждения, но с соблюдением всех других процедур, установленных ст. 9 для разработки проекта технического регламента.
Если технический регламент принят международным договором, то предложения о его изменении или отмене разрабатываются в порядке, установленном в п. 2 - 6 ст. 9 Закона.
Проект постановления Правительства РФ о внесении изменений или отмене технического регламента, принятого им в соответствии с п. 3 ст. 10, разрабатывается и принимается в порядке, предусмотренном этой нормой и п. 2 - 6 ст. 9 Закона.




Вернутся в раздел Комментарии к законам