Комментарии к законам

Статья 28. Отчуждение земельных участков. 1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.



2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.
6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.
При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.
7. Цена выкупа земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в поселениях с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется, исходя из указанных в настоящем пункте минимальных размеров.
8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
водоохранного и санитарно-защитного назначения;
общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);
транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;
предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 28
1. Регулирование комментируемым Законом отношений, возникающих при отчуждении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в т.ч. имущественные комплексы, является исключением из установленного в подп. 1 п. 2 ст. 3 Закона изъятия из сферы действия Закона регулирования отношений, возникающих при отчуждении земли.
Согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <*> установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 г.) приватизация зданий, строений, сооружений, в т.ч. зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируется положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ:
граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ;
исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
2. Как установлено в п. 14 ст. 43 комментируемого Закона, до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают:
органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости;
органы, уполномоченные Правительством РФ, - в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определены Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ.
Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю <*> (далее в настоящем пункте - Правила; следует отметить, что заявление о признании недействующими п. п. 5 и 6 Правил решением Верховного Суда РФ от 25 августа 2003 г. N ГКПИ 03-687 <**> оставлено без удовлетворения).
--------------------------------
<*> Там же. 2002. N 32. Ст. 3189.
<**> Справочные правовые системы.
Согласно Правилам земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане и юридические лица при предоставлении им в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков представляют (помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ) документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
Граждане и юридические лица при предоставлении им земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения и сооружения, представляют также документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества.
Органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не вправе требовать представления документов, не указанных в Правилах, если иное не установлено федеральными законами.
Орган государственной власти, государственное учреждение и государственное унитарное предприятие обращаются в орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта.
Минимущество России (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию. Указанное решение, направляемое в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы, является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта.
В случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) представляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд.
В случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях:
Минимущество России (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;
уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Минимущество России (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Минимущества России (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного в абз. 1 настоящего пункта.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Минимущество России (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.
Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Минимуществом России (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Минимущество России (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации.
Минимущество России (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды.
Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается:
Минимуществом России (его территориальными органами) - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;
уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
органом местного самоуправления - в иных случаях.
В случае, если решение о приватизации таких земельных участков принимается Минимуществом России, договор купли-продажи заключается РФФИ.
3. В соответствии с подп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 распоряжением Минимущества России от 2 сентября 2002 г. N 3070-р утверждены примерные формы решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2002. 9 октября. N 191.
Распоряжением Минимущества России и РФФИ от 21 августа 2002 г. N 2881-р/153 (в ред. распоряжения Минимущества России и РФФИ от 29 мая 2003 г. N 2358-р/92) утвержден Порядок взаимодействия Министерства имущественных отношений РФ и Российского фонда федерального имущества при приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в федеральной собственности <*>.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
Взаимодействие Минимущества России и РФФИ при приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в федеральной собственности, осуществляется в следующем порядке.
Распоряжение Минимущества России о приватизации земельного участка направляется в РФФИ для заключения договора купли-продажи земельного участка.
К распоряжению Минимущества России о приватизации земельного участка прилагаются следующие документы:
копия заявки на приватизацию земельного участка;
расчет цены выкупа земельного участка;
кадастровая карта (план) земельного участка, состоящая из разделов В.1 - В.6;
копии документов, устанавливающих разрешенное использование и категорию земельного участка (в случае отсутствия данных сведений в кадастровой карте (плане) земельного участка);
копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя);
копии учредительных документов юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
копия решения в письменной форме соответствующего органа управления заявителя о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами заявителя и законодательством государства, в котором зарегистрирован заявитель);
копии документов, подтверждающих размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества;
иные документы, требование к предоставлению которых покупателями государственного имущества установлено федеральным законом;
опись представленных документов.
Указанные документы направляются в РФФИ в соответствии с передаточным актом. Копии документов, направленных в РФФИ, остаются в Минимуществе России.
РФФИ в течение пяти рабочих дней с момента поступления передаточного акта и документов подписывает передаточный акт либо в случае наличия замечаний возвращает в Минимущество России представленные документы с приложением обоснования замечаний.
В течение пяти рабочих дней с момента поступления указанных документов Минимущество России проводит их анализ, учитывает замечания РФФИ либо в случае несогласия с ними подготавливает мотивированное заключение и направляет данные документы в РФФИ для заключения договора купли-продажи.
РФФИ в течение 14 рабочих дней с момента подписания передаточного акта на основании материалов, поступивших из Минимущества России, заключает договор купли-продажи земельного участка. Копия договора купли-продажи земельного участка в течение пяти рабочих дней с момента его заключения направляется в Минимущество России.
Распоряжение территориального органа Минимущества России о приватизации земельного участка направляется для заключения договора купли-продажи земельного участка в региональное отделение РФФИ, а в случае его отсутствия - в межрегиональное отделение РФФИ, действующее на территории соответствующего федерального округа, в соответствии с передаточным актом с приложением указанных выше документов.
Региональное (межрегиональное) отделение РФФИ в течение пяти рабочих дней с момента поступления передаточного акта и документов подписывает передаточный акт либо в случае наличия замечаний возвращает в территориальный орган Минимущества России представленные документы с приложением обоснования замечаний.
При получении указанных документов территориальный орган Минимущества России в течение 5 рабочих дней проводит их анализ, учитывает замечания регионального (межрегионального) отделения РФФИ либо в случае несогласия с замечаниями регионального (межрегионального) отделения РФФИ направляет данные документы с обоснованием позиции в Минимущество России.
В течение пяти рабочих дней с момента поступления указанных документов Минимущество России проводит их анализ и направляет данные документы в территориальный орган Минимущества России с приложением заключения.
В течение трех рабочих дней с момента поступления указанных документов и заключения Минимущества России территориальный орган Минимущества России в соответствии с заключением отменяет решение о приватизации земельного участка и направляет заявителю мотивированный отказ либо направляет заявителю обращение о предоставлении документов в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в случае их нарушения либо вносит изменения в распоряжение о приватизации земельного участка и (или) прилагаемые документы и (или) направляет распоряжение о приватизации земельного участка и указанные документы в региональное (межрегиональное) отделение РФФИ для заключения договора купли-продажи с приложением заключения Минимущества России.
Региональное (межрегиональное) отделение РФФИ в течение 14 рабочих дней с момента подписания передаточного акта на основании материалов, поступивших из территориального органа Минимущества России, заключает договор купли-продажи земельного участка.
Копия договора купли-продажи земельного участка в течение 5 рабочих дней с момента его заключения направляется в территориальный орган Минимущества России.
Минимуществом России 25 сентября 2002 г. N ФГ-9/17090 утверждены Методические рекомендации по организации работы аппарата Минимущества России и его территориальных органов в целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" <*>.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
4. Положения п. 4 комментируемой статьи соответствуют положениям п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым:
в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Земельным кодексом РФ, федеральными законами;
в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании;
федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
5. В отношении п. 5 комментируемой статьи следует привести следующие положения Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, - на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено в п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <*> порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра <**>, в соответствии с п. 8 которых требования к оформлению кадастровых планов, изготавливаемых в качестве выписок из государственного земельного кадастра на бумажных или электронных носителях, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
<**> Там же. N 50. Ст. 4899.
На основании указанных актов Росземкадастром 10 апреля 2001 г. утверждены Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 <*>. Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2001. 11 июля. N 130.
6. Положения об обременении приватизируемого государственного или муниципального имущества, в т.ч. публичными сервитутами, содержатся в ст. 31 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 31 Закона).
В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрено установление на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования в полном объеме улучшений и принадлежностей объектов инженерной инфраструктуры, не используемых исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках. Установление указанного публичного сервитута на земельный участок предусмотрено в качестве исключения из общего правила о том, что при отчуждении таких земельных участков право собственности на объекты инженерной инфраструктуры, не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках, не переходит.
7. Положения п. 7 комментируемой статьи об установлении цены выкупа земельных участков соответствуют положениям п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Однако в п. 7 комментируемой статьи не воспроизведено положение п. 3 ст. 2 указанного Закона о том, что при продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Там же, в п. 3 ст. 2, установлено, что поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством РФ в размере от 0,7 до 1,3.
О правовой позиции Конституционного Суда РФ в отношении конституционности п. 7 комментируемой статьи и п. 3 ст. 11 комментируемого Закона, п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" см. комментарий к ст. 11 Закона.
8. В пункте 8 комментируемой статьи установлен перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению в соответствии с комментируемым Законом. Указанный перечень соответствует установленному в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ перечню находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, которые ограничиваются в обороте.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <*>, Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
В перечне земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению в соответствии с комментируемым Законом, в п. 8 комментируемой статьи указаны также земли, не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. К ним относятся изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, указанными в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
9. Согласно п. 9 комментируемой статьи на внесение земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ не распространяется ограничение, установленное в п. 1 ст. 25 комментируемого Закона, и состоящее в том, что доля акций, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция.




Вернутся в раздел Комментарии к законам