Комментарии к законам

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Комментарий к статье 36



Действующая редакция комментируемой статьи не содержит указания на возможность наступления административной ответственности за нарушение режима ООПТ, устанавливая лишь уголовную и гражданско-правовую (в виде возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ) ответственность за правонарушения в данной сфере.
Между тем некоторые нарушения законодательства об ООПТ могут повлечь за собой наступление административной ответственности. Так, п. 2 ст. 7.2 КоАП РФ <*> предусматривается наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в установленном размере за уничтожение или повреждение знаков, определяющих границы ООПТ. Дела о данном правонарушении, в соответствии со ст. 23.13 КоАП РФ, рассматривают органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а от их имени уполномочены на рассмотрение данных дел Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители; главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители; главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном) и их заместители; главные государственные санитарные врачи городов, районов; главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах (округах) устанавливается положениями ст. 8.39 КоАП РФ.
В данном случае в соответствии с нормами ст. 23.25 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, квалифицированных по данной статье, рассматриваются органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а от их имени - главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместителями (см. комментарий к ст. 34).
Как уже отмечалось, Перечнем должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и учреждений, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 12 ноября 2004 г. N 146 <*>, была установлена новая система должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих инспекционный контроль в различных сферах природопользования, в том числе и в сфере охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков (см. комментарий к ст. 3 и ст. 33).
--------------------------------
<*> Документ официально опубликован не был (см.: СПС ).
Нормами уголовного законодательства предусматривается возможность наступления уголовной ответственности за нарушение режима ООПТ. Так, положениями ст. 262 УК РФ <*> за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, определяется наказание в виде штрафа в установленном размере, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на определенный срок.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязательность возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде - один из основополагающих принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Пунктом 4 ст. 16 названного Закона отмечается, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.
Статья 77 данного Закона устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. В соответствии с положениями данной статьи юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 78 указанного Федерального закона закрепляет порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Так, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной сфере, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В настоящее время действуют, например, Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 <*>; Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. N 126 <**>, и ряд иных такс и методик. При отсутствии соответствующих такс и методик размер ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, определяется по фактическим затратам на их восстановление.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236.
<**> Российские вести. 29.06.1994. N 118.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
При этом Федеральным законом "Об охране окружающей среды" устанавливаются сроки давности на предъявление исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, - такие иски могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Раздел XI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ




Вернутся в раздел Комментарии к законам