Комментарии к законам

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества. 1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:



1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными настоящим Федеральным законом способами.
3. Приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
4. Приватизация имущества, не соответствующего указанным в пункте 3 настоящей статьи критериям, может осуществляться:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
на конкурсе;
посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
В случае, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным пунктом 1 настоящей статьи способом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 13
1. Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Законом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в п. 1 комментируемой статьи.
Первым из предусмотренных в п. 1 комментируемой статьи способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Согласно п. 2 комментируемой статьи этот способ обязателен к использованию в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 11 Закона), превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации.
Как установлено в п. 1 ст. 99 ГК РФ, уставный капитал акционерного общества не может быть менее размера, предусмотренного Законом об акционерных обществах. Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.
В случаях же, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона, не превышает (т.е. равен или меньше) тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными комментируемым Законом способами.
Следует отметить, что преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является исключением из общего правила о преобразовании унитарного предприятия. Согласно ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Однако это исключение предусмотрено в ст. 34 названного Закона: там же указано, что преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия установлены в ст. 37 комментируемого Закона, особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, - в иных, нежели ст. 37, статьях гл. VII комментируемого Закона.
2. Приватизация государственного и муниципального имущества способами, установленными в п. 1 комментируемой статьи (за исключением первого из них - преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество), регулируется следующими статьями гл. IV "Способы приватизации государственного и муниципального имущества" комментируемого Закона:
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе - ст. 18 Закона;
продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе - ст. 19 Закона;
продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе - ст. 20 Закона;
продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ - ст. 21 Закона;
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг - ст. 22 Закона;
продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения - ст. 23 Закона;
продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены - ст. 24 Закона;
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ - ст. 25 Закона;
продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления - ст. 26 Закона.
3. Положения п. п. 3 и 4 комментируемой статьи устанавливают критерии отнесения приватизируемого государственного и муниципального имущества к одной из двух категорий.
К первой категории отнесены имущественные комплексы федеральных унитарных предприятий и находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5000000 МРОТ, а также имущество, соответствующее иным критериям, установленным Правительством РФ.
Приватизация имущества, отнесенного к первой категории, осуществляется исключительно следующими способами:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Имущество, отнесенное ко второй категории, может быть приватизировано следующими способами:
путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
на аукционе;
на специализированном аукционе;
на конкурсе;
посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
Согласно ч. 2 п. 4 комментируемой статьи приватизация имущества, отнесенного ко второй категории, может быть осуществлена другим установленным в п. 1 комментируемой статьи способом в порядке, предусмотренном комментируемым Законом, в случае, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя.
По мнению авторов проекта комментируемого Закона, выраженному в пояснительной записке к нему, комментируемые положения позволяют уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации. В пояснительной записке к законопроекту также отмечается, что законопроект существенно расширяет инструментарий приватизации. Очевидно, что способы продажи, пригодные для промышленных гигантов, привлекательных для покупателей, мало подходят для средних предприятий с устаревшим производством и отягощенных долгами, в результате чего их реальная стоимость может быть не только нулевой, но и отрицательной. На основе анализа международного опыта приватизации в проект включены новые либо сохранены ранее использовавшиеся способы приватизации.
Предложенный законопроектом новый инструментарий впервые (после периода массовой малой приватизации) предоставляет шанс поучаствовать в приватизации таких объектов среднему и малому бизнесу, частным лицам, предоставляет возможность гражданам, не имеющим большого начального капитала, стать собственниками предприятий.
Следует отметить, что в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" предусматривались следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в т.ч. продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
4. Рассматривая положения комментируемого Закона, в которых используется понятие минимального размера оплаты труда, следует отметить следующее.
Статьей 1 Федерального закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ) <*> с 1 октября 2003 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 600 руб. в месяц. Однако согласно ст. 3 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ <**>) минимальный размер оплаты труда, установленный его ст. 1, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729; 2003. N 40. Ст. 3818.
<**> Там же. 2002. N 48. Ст. 4737.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.




Вернутся в раздел Комментарии к законам