Комментарии к законам

Статья 28. Общие положения. Комментарий к статье 28



В настоящее время правовой режим дендрологических парков и ботанических садов определен положениями раздела VII комментируемого Федерального закона и формально не отмененным Типовым положением о государственных ботанических садах и дендрологических парках, утвержденным Постановлением Госплана СССР и ГКНТ от 27 апреля 1981 г. N 77/106 <*>. В соответствии с данным Типовым положением государственные ботанические сады и дендрологические парки образуются с целью сохранения, изучения и обогащения в искусственных условиях различных растительных ресурсов для их наиболее эффективного научного, культурного и хозяйственного использования.
--------------------------------
<*> БНА министерств и ведомств СССР. 1982. N 12.
Комментируемой статьей указаны цели создания и функционирования дендрологических парков и ботанических садов - создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Типовым положением о государственных ботанических садах и дендрологических парках данные задачи несколько конкретизированы. В соответствии с ним основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:
а) сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;
б) проведение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;
в) проведение учебно-педагогической и научно-просветительской работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.
Научные исследования в государственных ботанических садах и дендрологических парках проводятся по следующим направлениям:
а) организация специальных экспозиций, коллекционных и экспериментальных участков, питомников, гербариев, вспомогательных лабораторий;
б) организация экспедиций и участие в экспедициях других учреждений с целью изучения и мобилизации растительных ресурсов и пополнения коллекционных фондов;
в) создание семенных фондов, обмен семенами и живыми растениями с различными учреждениями и организациями;
г) первичное выращивание, селекция и размножение новых хозяйственно ценных растений природной флоры и интродуцированных культурных растений для их внедрения в народное хозяйство;
д) разработка научных основ и методов защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней;
е) разработка научных основ декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры;
ж) проведение научных конференций и совещаний;
з) публикация в установленном порядке научных трудов, научно-популярной литературы, каталогов семян растений, путеводителей и других трудов, связанных с научно-исследовательской работой и популяризацией деятельности государственных ботанических садов и дендрологических парков.
Конкретные задачи, научный профиль, организационное устройство, особенности режима и охраны каждого государственного ботанического сада и дендрологического парка определяются в положении, утверждаемом органом, в ведении которого он находится.
Основные направления научно-исследовательской работы каждого государственного ботанического сада и дендрологического парка определяются в соответствии с их задачами. В целях организации научно-исследовательской деятельности в государственных ботанических садах и дендрологических парках при необходимости могут создаваться ученые советы, состоящие из научных сотрудников ботанических садов или дендрологических парков и других научно-исследовательских организаций. Состав ученого совета и положение о его деятельности утверждаются органом, в ведении которого находится ботанический сад или дендрологический парк.
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2003 г., подготовленного МПР России, Совет ботанических садов России (СБСР) объединяет 85 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности. Общая площадь, занимаемая объектами данной категории ООПТ, составила более 7,5 тыс. га, число посетителей за год превысило 1 млн. человек.
Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что земельные участки, на которых располагаются дендрологические парки и ботанические сады, передаются им, а также научно-исследовательским и образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся, в постоянное бессрочное пользование. Причем территории дендрологических парков и ботанических садов предназначены только для выполнения перечисленных выше задач. Данные нормы в должной мере подкреплены положениями земельного законодательства.
Так, в соответствии с положениями п. 1 ст. 95 ЗК РФ земли дендрологических парков и ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий. На данной категории земель запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель ООПТ изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Как отмечается п. 3 комментируемой статьи, дендрологические парки и ботанические сады могут быть как федерального, так и регионального значения, образующиеся, соответственно, решениями федеральных органов исполнительной власти и органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ст. 5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится образование ООПТ федерального значения. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов создания и обеспечения охраны дендрологических парков и ботанических садов регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Так, например, согласно ст. 15 Закона Алтайского края "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" инициатива в оформлении документов по приданию дендрологическим паркам и ботаническим садам статуса особо охраняемых природных территорий может принадлежать любому хозяйствующему субъекту, образование же особо охраняемых территорий краевого значения осуществляется решением главы администрации края.




Вернутся в раздел Комментарии к законам