Комментарии к законам

Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями. Комментарий к статье 26



Положением о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации отмечено, что основная цель объявления природных объектов и комплексов памятниками природы - сохранение их в естественном состоянии.
Природные объекты и комплексы в соответствии с законодательством Российской Федерации объявляются памятниками природы федерального значения Правительством РФ по представлениям специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В отношении памятников природы регионального значения положениями п. 2 комментируемой статьи установлено, что объявление природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения является прерогативой соответствующих органов государственной власти субъектов РФ.
Так, например, п. "в" ст. 5 Закона Калужской области от 10 января 2003 г. N 173-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Калужской области" <*> устанавливает, что принятие решения об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы областного значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями областного значения осуществляется Правительством Калужской области.
--------------------------------
<*> Весть. 6 января 2003 г. N 8 - 9.
В соответствии со ст. 18 Закона Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республике" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями республиканского значения Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению органа исполнительной власти Чувашской Республики в области природопользования и охраны окружающей среды. При этом, что примечательно, оформление охранного обязательства, паспортов и других документов памятника природы в Чувашской Республике осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (территориальный орган Росприроднадзора по Чувашской Республике) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несколько по-иному регулируется создание памятников природы в Алтайском крае. Согласно ст. 14 Закона Алтайского края от 18 декабря 1996 г. N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" <*> (в ред. от 15 апреля 2005 г.) объявление природного комплекса или объекта памятником природы федерального или краевого значения, утверждение его границ и охранной зоны, установление режима особой охраны территории памятника природы осуществляются соответственно Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды или администрацией Алтайского края. При этом оформление охранных обязательств и паспортов памятников природы осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
--------------------------------
<*> Алтайская правда. 26 декабря 1996 г. N 279; Сборник законодательства Алтайского края. 1996. N 8 (28). С. 66.
Как отмечено в Положении о памятниках природы федерального значения, объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке. В соответствии с п. 10 ст. 95 ЗК РФ земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. Даже если земельные участки не изымаются, то согласно подп. 2 п. 2 ст. 56 ЗК РФ особые условия охраны памятников природы в любом случае создают ограничения прав на землю.
В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
Данным Положением также установлены ограничения, в соответствии с которыми не все природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального значения (п. 2 Положения). Так, памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.




Вернутся в раздел Комментарии к законам