Комментарии к законам

Статья 23. Порядок образования государственных природных заказников. Комментарий к статье 23



Комментируемой статьей предусматривается порядок образования государственных природных заказников федерального и регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения образуются на основании постановления Правительства РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Министерства природных ресурсов РФ. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает перечня материалов, необходимых для создания заказника. Необходимым условием создания заказника является положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении указанных материалов.
Государственные природные заказники регионального уровня создаются самостоятельно органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления, находящимися на территории, на которой планируется создание заказника регионального значения.
В аспекте анализа процедуры образования государственных природных заказников регионального значения интересным представляется Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 мая 2004 г. N 11-Г04-18. Судебная коллегия рассмотрела дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 г. N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ" по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 марта 2004 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ, объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, поддержавшего доводы кассационной жалобы, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего кассационную жалобу по делу необоснованной, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 18 июля 2002 г. было принято Постановление N 420 "Об организации на территории Верхнеуслонского района государственного природного комплексного заказника "Лесной ключ". В соответствии с п. 1 Постановления на участках территорий Шеланговского и Ключищенского лесничеств Приволжского лесхоза и прилегающих залежных землях иных категорий общей площадью 6442 га без изъятия их у пользователей, входящих в его границы, организуется государственный природный комплексный заказник "Лесной ключ". Постановлено названный государственный природный комплексный заказник внести в государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан и отнести его в ведение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании названного правового акта субъекта Российской Федерации недействующим по тем мотивам, что он противоречит федеральному законодательству, осуществлен Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением своих полномочий и что материалы по организации заказника не проходили государственную экологическую экспертизу.
Верховным судом Республики Татарстан 9 марта 2004 г. принято названное выше решение, об отмене которого как незаконного ставит вопрос заявитель в кассационной жалобе. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не усмотрела оснований к отмене решения суда.
Суд обоснованно привел в решении нормы Конституции РФ, согласно которым вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользования, охрана окружающий среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. п. "в", "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Судом установлено, что создание особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника на основании оспариваемого Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, хотя и без смены категории земли, имело место с нарушением действующего федерального законодательства.
Проанализировав нормы законодательства, подлежащего применению по данному делу, а именно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 9, 10 Земельного кодекса РФ, суд указал, что земли, на которых расположены Шеланговский и Ключищенский лесничества Приволжского лесхоза, о которых идет речь в оспариваемом Постановлении, относятся к лесному фонду, который в силу федерального закона находится в федеральной собственности. Управление и распоряжение такими земельными участками находится в компетенции Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в их собственности.
Суд указал также, ссылаясь на нормы Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", что в перечень объектов особо охраняемых природных территорий входят земли, включающие водную поверхность и воздушное пространство над ними, имеющие особое природоохранное значение, изъятые решением органов государственной власти полностью и частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.
Такие особо охраняемые природные территории, являющиеся федеральной собственностью, находятся в ведении федеральных органов государственной власти, а особо охраняемые природные территории регионального значения как собственность субъектов Российской Федерации находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что объявление субъектом РФ территории государственным природным заказником в виде особо охраняемой природной территории регионального значения может иметь место лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого субъекта Российской Федерации.
Поскольку в данном случае субъект РФ распорядился собственностью, принадлежащей Российской Федерации, суд правильно признал указанное Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 г. противоречащим федеральному законодательству и обоснованно удовлетворил заявление прокурора Республики Татарстан.
Правомерно суд сослался и на то, что в нарушение ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" материалы по организации государственного природного заказника "Лесной ключ" не проходили государственную экологическую экспертизу. Выводы в решении соответствуют установленным обстоятельствам с правильным применением норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права и толковании закона, в частности, применение по делу норм Земельного кодекса РФ, являются несостоятельными, опровергаются как представленными в деле материалами, исследованными судом при рассмотрении дела, так и нормативным материалом, примененным по делу. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила: решение Верховного суда Республики Татарстан от 9 марта 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу по делу - без удовлетворения.




Вернутся в раздел Комментарии к законам