Комментарии к законам

Статья 622. Возврат арендованного имущества арендодателю. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.



Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.
Комментарий к статье 622
Обязанность арендатора возвратить имущество по окончании срока аренды (в том числе в связи с его расторжением) сопровождается рядом требований. Во-первых, это должна быть та же самая вещь, которая была ему передана в аренду (индивидуально-определенная), со всеми принадлежностями и документами. Причем это не всегда те же документы, которые были переданы арендодателем. Перечень таких документов может включать не только те, которые были переданы арендатору вместе с объектом аренды в пользование. В него могут быть включены также документы, без которых арендодатель как собственник не сможет его использовать, например, относящиеся к снятию данного имущества с технического учета, если имущество было поставлено на временный учет на имя арендатора. Во-вторых, поскольку большинство видов имущества в процессе пользования изнашивается и вернуть вещь в том же состоянии практически невозможно, она должна быть возвращена с учетом той степени изменений в ней, которая предполагается нормальной при обычном пользовании данной вещью в течение срока договора, т.е. нормального износа. Этот показатель применительно к конкретному объекту может устанавливаться техническими нормативами или определяться обычными требованиями.
В то же время стороны могут договориться об ином, т.е. вещь может быть возвращена с улучшениями, либо с заменой отдельных узлов или принадлежностей, либо без каких-то принадлежностей, а также со сверхнормативным износом.
Если имущество возвращено в состоянии, не соответствующем требованиям ст. 622 ГК или договора, арендодатель имеет право применить санкции. Если арендатор произвел неотделимые улучшения без согласия арендодателя, он фактически нарушил его право собственности, поскольку такое изменение вещи представляет собой один из способов реализации правомочия распоряжения, которым обладает собственник (см. коммент. к ст. 623). То же самое касается замены узлов, деталей и принадлежностей, если они определяются индивидуальными признаками и их замена не сопряжена с проведением ремонта, возложенного на арендатора. Если имущество возвращено в состоянии сверхнормативного износа или с повреждениями, арендодатель вправе требовать возмещения убытков. Важно иметь в виду, что если имущество в целом утрачено, погибло или было повреждено случайно, то такой риск по общему правилу несет собственник имущества, если законом или договором не предусмотрено иное. Например, согласно общему правилу ст. 669 ГК этот риск несет арендатор в отношении предмета лизинга. Если же утрата, гибель или повреждение арендованного имущества произошли по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор, к нему можно предъявить санкции, вытекающие из договорного обязательства. Это - право требовать возмещения убытков, уплаты неустойки, если она предусмотрена законом или договором, а также использование прав, основанных на иных обеспечительных мерах, в том числе залоговых и страховых. Требовать возмещения вреда, опираясь на нормы гл. 59 ГК, при этом нельзя, поскольку вред причинен в рамках договорных отношений.
Имущество должно быть возвращено в надлежащем месте и в надлежащее время. В отношении места исполнения данного обязательства судебная практика опирается не на общую норму ст. 316 ГК (в месте жительства должника, а если должником является юридическое лицо - в месте его нахождения), а на принцип "зеркального отражения" исполнения обязанности по возврату имущества от исполнения обязанности арендодателем по передаче арендованного имущества арендатору. Если место исполнения обязательства по передаче движимого имущества не определено, то оно подлежит передаче в том месте, где оно было получено арендатором (см. п. 36 информационного письма Президиума ВАС РФ N 66), передача недвижимого имущества осуществляется в месте его нахождения.
Исполнение этой обязанности должно подтверждаться документально, если договор был заключен в письменной форме или если стоимость имущества, возвращаемого с неотделимыми улучшениями, возросла настолько, что сделка с ним требует письменной формы. Для подписания такого документа (акта приема-передачи) стороны должны явиться в согласованные сроки в установленное место.
Отказ арендатора от исполнения обязанности вернуть имущество дает арендодателю право истребовать его в судебном порядке. Однако при этом арендатор не вправе подавать виндикационный иск, поскольку согласно п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 иск собственника о возврате имущества лицом, с которым собственник находится в обязательственном правоотношении по поводу спорного имущества, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данное правоотношение. В нашем случае в исковом требовании следует ссылаться на нарушение арендатором обязанности по возврату арендованного имущества в связи с прекращением договора и требовать принуждения его к исполнению данной обязанности.
Неисполнение обязательства по возврату имущества в срок предполагает применение санкций, перечисленных в комментируемой статье. Во-первых, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки, а также возмещения убытков в размере, не покрытом такой арендной платой. Во-вторых, неустойка, если она предусмотрена законом или договором за такую просрочку, носит штрафной характер, т.е. уплачивается сверх суммы подлежащих возмещению убытков. Взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором. Кроме того, арендодатель вправе требовать от арендатора уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в случае просрочки внесения арендной платы и за период с момента прекращения договора аренды до возврата арендодателю имущества (см. п. 39 информационного письма Президиума ВАС РФ N 66).
В то же время арендодатель не вправе требовать с арендатора арендной платы за период просрочки возврата имущества в связи с прекращением договора в случае, если он сам уклонялся от приемки арендованного имущества, а также применения иных санкций, включая требование уплаты процентов за время просрочки. Более того, в силу ст. 406 ГК такая просрочка со стороны арендодателя как кредитора дает арендатору как должнику право на возмещение вызванных этим убытков.




Вернутся в раздел Комментарии к законам