2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
1) сырья, кормов;
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
4) семян;
5) удобрений;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.
Комментарий к статье 19
1. Вопрос о праве фермерского хозяйства заниматься определенными видами деятельности непосредственно связан с дискуссией относительно характера правоспособности фермерского хозяйства. До принятия Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 2003 г. в литературе по этому вопросу было высказано несколько точек зрения. Опираясь на положения ст. 16 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г., согласно которой хозяйство может "иметь доходы от несельскохозяйственной деятельности", В.В. Устюкова делает вывод о том, что правоспособность крестьянского хозяйства является общей <1>. Аналогичной точки зрения придерживается О.А. Макарова, утверждающая, что правоспособность гражданина и предпринимателя - главы фермерского хозяйства является общей <2>. С. Григоренко также считает, что правоспособность индивидуального предпринимателя является общей. Установление специальной правоспособности для граждан-предпринимателей противоречит ст. 55 Конституции РФ и не соответствует принципу ГК о равенстве субъектов оборота <3>. Вместе с тем некоторые авторы выдвинули тезис об универсальной (общей) правоспособности индивидуального предпринимателя и специальной правоспособности фермерского хозяйства <4>.
--------------------------------
<1> Устюкова В.В. Российская правовая доктрина о правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства // Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других странах СНГ, государствах Балтии: Тезисы докладов Международного конгресса. Мн., 1999. С. 222.
<2> См.: Макарова О.А. Указ. соч. С. 10.
<3> См.: Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 1999. N 5, 6. С. 20, 24, 25, 26.
<4> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1995. С. 47 (автор комментария к ст. 23 Т.Л. Левшина).
Обоснованной представляется точка зрения ученых, стоящих на позиции специальной правоспособности фермерского хозяйства <*>, так как, во-первых, само понятие "фермерское хозяйство" содержит указание на определенный вид деятельности. Во-вторых, как уже отмечалось выше, обязательным условием регистрации хозяйства согласно Закону 1990 г. являлось выделение земельного участка. Это правило заранее предопределяет характер производства, накладывает дополнительные, связанные с землепользованием обязанности, в случае изъятия земельного участка хозяйство подлежало ликвидации.
--------------------------------
<*> См.: Волков Г.А. Крестьянское хозяйство как субъект земельных правоотношений (историко-правовой аспект). Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 11; Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / Отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь, А.Е. Черноморец. М., 1994. С. 63 - 64 (автор главы Ю.В. Мольков). См. также: Зинченко С., Лапач В., Газарян Б. Новый гражданский кодекс и предпринимательство: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 1995. N 10. С. 96 - 97; Предпринимательское право. Курс лекций. С. 64 (автор главы - Д.Б. Орехов); Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 119 (автор главы С.М. Корнеев).
Положения Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 2003 г. по вопросу о характере правоспособности хозяйства совпадают с нормами Закона 1990 г. Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Из сказанного следует вывод о специальном характере правоспособности фермерского хозяйства. Что касается предоставленной хозяйству возможности помимо сельскохозяйственного производства заниматься иными видами деятельности, то в данном случае необходимо разграничивать предмет законодательно установленного объема правоспособности и конкретные правомочия по его осуществлению. Так, торговые операции не входят в предмет деятельности фермерского хозяйства. Однако наличие у хозяйства права совершения указанных сделок не оспаривается при соблюдении условия о ведении сельскохозяйственного производства. То есть "конкретные правомочия... со специальной правоспособностью могут быть шире предмета... деятельности" <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское право в 3-х томах. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой. М., 1998. С. 127 (автор главы И.В. Елисеев).
2. Сельскохозяйственное производство делится на две отрасли: животноводство и растениеводство. Фермерское хозяйство вправе выбирать, каким видом производства оно будет заниматься. При этом не исключается возможность одновременного занятия несколькими видами указанной деятельности.
Закон не запрещает хозяйству заниматься несельскохозяйственными видами бизнеса. Однако сельскохозяйственное производство должно быть основным направлением производственной деятельности фермерского хозяйства. В Законе не сформулированы критерии понятия "основной вид деятельности". В то же время, например, в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" к сельскохозяйственным организациям относятся субъекты, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. При этом выручка от реализации должна составлять не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
В соответствии со ст. 346.2 Налогового кодекса под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых за календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 процентов.
Вышеприведенные критерии не могут быть использованы для юридической квалификации осуществляемой фермерским хозяйством деятельности как сельскохозяйственной, поскольку в комментируемом Законе отсутствует соответствующее упоминание. Законодателю следует более четко установить критерии понятия "основной вид деятельности" в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Это необходимо, поскольку фермерские хозяйства как производители сельскохозяйственной продукции пользуются определенными льготами и поддержкой бюджетов различных уровней. Действующим законодательством предусмотрены также и налоговые льготы для фермерских хозяйств. Таким образом, государство создает условия для развития малого сельскохозяйственного бизнеса на селе. Отсутствие четко установленных критериев может привести к тому, что фермерские хозяйства, пользуясь льготами и получая поддержку из бюджета, направят свои усилия не на производство сельскохозяйственной продукции, а на другой вид деятельности, например торговлю.
3. Перевозками фермерского хозяйства для собственных нужд является доставка сырья, кормов, произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней, семян, удобрений, горюче-смазочных материалов, иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов. В соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" использование хозяйством транспортных средств для собственных нужд не подлежит лицензированию.
Глава 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства. 1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Вернутся в раздел Комментарии к законам