Комментарии к законам

Статья 446. Преддоговорные споры. В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.



Комментарий к статье 446
В суде могут быть рассмотрены споры о понуждении заключить договор, если заключение договора обязательно для одной из сторон (см. комментарий к ст. 445 ГК), и споры об определении договорных условий, если стороны достигли соглашения о передаче разногласий в суд (арбитражная оговорка). Кроме того, закон допускает взыскание через суд убытков, причиненных уклонением от согласования условий договора.
Соглашение о передаче спора в суд должно быть совершено в письменной форме. При этом стороны вправе передать спор суду или третейскому суду.
В соответствии со ст. 126 АПК к исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие попытку досудебного урегулирования (например, высланную оферту), проект договора, о понуждении к заключению которого просит истец, а также документальное обоснование подведомственности спора суду (соглашение с арбитражной оговоркой, акт, устанавливающий обязательность заключения договора для одной из сторон).
Согласно ст. 7 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <*> арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения в письменной форме, в том числе путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора. Расторжение договора не влечет недействительности арбитражной оговорки.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.
Споры рассматриваются по общим правилам искового производства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции или по регламентам в третейских судах. Стороны вправе установить договорную подсудность спора определенному суду.
Договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда.

Статья 447. Заключение договора на торгах
1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
2. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.
3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
4. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.
Комментарий к статье 447
1. Положения комментируемой статьи посвящены особенностям заключения договоров на торгах. Эти положения применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами. Торги используются для организации заключения договоров в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.
Использование торгов возможно при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а также прав, например права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. В частности, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.
Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 N 153 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации". Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку такие конкурсы предполагают присуждение наград в денежной и натуральной форме. Это вытекает из предписаний гл. 57 ГК и из норм специальных подзаконных актов (см., например, п. 14.9 Разъяснения о порядке применения Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 153).
Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.
Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных актах: в Федеральных законах о приватизации имущества, об исполнительном производстве, от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" <1>, от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ "О Бюджете развития Российской Федерации" <2> и др.; в Постановлениях Правительства РФ, содержащих нормы о торгах: от 27 декабря 2000 г. N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" <3>, от 11 декабря 1996 г. N 1485 "О проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний)" <4> и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 19. Ст. 2302.
<2> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5856.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов". <3> СЗ РФ. 2001. N 1. Ч. II. Ст. 136.
<4> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5919.
2. Лицо, заинтересованное в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении (например, Межведомственной комиссии по подрядным торгам, инженерно-консультационной и иным организациям). Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов. Специализированная организация получает полномочия на проведение торгов в силу договора с собственником имущества. В отдельных случаях эти полномочия могут быть получены в связи с исполнительным производством. Так, торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (п. 2 ст. 62 Закона об исполнительном производстве).
3. Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст. 30 ЗК при предоставлении земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов.
Приватизация государственного или муниципального имущества требует продажи его на аукционе в случае, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества (п. 1 ст. 18 Закона о приватизации имущества).
Открытый аукцион надлежит проводить также для выбора российских инвесторов, получающих государственные гарантии за счет средств Бюджета развития РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов (п. 2, 5 Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и п. 5 Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470 <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 345.
4. Формами торгов являются аукцион и конкурс. Аукцион предназначен по общему правилу для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферты). Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе - односторонняя сделка.
Закон о приватизации среди способов приватизации разграничивает коммерческие конкурсы и аукционы в том отношении, что лишь для участников конкурсов предусматривает обязательное выполнение их победителями определенных инвестиционных и (или) социальных условий (п. 21 ст. 20), для победителей аукционов выполнение каких-либо условий в отношении объектов приватизации не предусматривается (п. 1 ст. 18). Если продаются акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, то их продажа может осуществляться на специализированном аукционе - разновидности открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене (п. 1, 2 ст. 19 Закона о приватизации).
Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.
Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей - вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2 - 3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников (который не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона). Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент.
Форма аукциона может использоваться для приобретения права на заключение договора. Так, аукцион в обязательном порядке проводится для реализации алмазов специальных размеров из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а его предметом является право на заключение договора купли-продажи алмазов специальных размеров (п. 3 Правил реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2001 г. N 233 <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1365.
Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает по общему правилу наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта, положительной деловой репутации и др.). Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным (п. 2 ст. 1057 ГК).
В некоторых нормативных актах о торгах встречается понятие "тендер", употребляемое в качестве синонима понятию "подрядные торги" (см. п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов") либо понятию "конкурсный отбор" (Положение о порядке проведения тендера (конкурсного отбора) предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для городских нужд, утвержденное распоряжением премьера Правительства Москвы от 23 февраля 1998 г. N 182-РП).
5. При наличии лишь одного участника конкурс не проводится. Законодательство признает заключенную подобным образом сделку несостоявшейся (п. 5 комментируемой статьи).
6. Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ст. 54 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества (исключая изъятое из оборота) независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью.
Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него (п. 3 ст. 62 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).




Вернутся в раздел Комментарии к законам