Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Комментарий к статье 426
1. В комментируемой статье определяются признаки, характеризующие публичный договор, - субъектный состав (обязательное участие коммерческой организации); порядок заключения (обязанность для коммерческой организации заключить договор с любым обратившимся к ней контрагентом); осуществление коммерческой организацией определенного вида деятельности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг; содержание договора (условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей).
Кроме того, указана примерная сфера использования публичных договоров: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. В некоторых случаях закон прямо называет определенный вид договора публичным - договор бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК), договор банковского вклада с участием вкладчика-гражданина (п. 2 ст. 834 ГК), договор личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК) и др.
Ограничение свободы в заключении и выборе контрагента для коммерческой организации объясняется защитой интереса другой экономически слабой стороны. Иное означало бы чрезмерное умаление конституционной свободы договора, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требований справедливости (см. Определение КС РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О <*>).
--------------------------------
<*> ВКС РФ. 2003. N 1.
2. В законах и иных правовых актах предусмотрена возможность оказания предпочтения одному лицу перед другим при заключении публичного договора или определении содержания отдельных его условий. Например, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ <*> инвалидам войны предоставлены права внеочередного приобретения билетов на все виды транспорта, внеочередного обслуживания предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания и др.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 161.
3. Бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.
Невозможность коммерческой организации выполнить свои обязательства может быть предусмотрена в нормативном акте. Так, Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795 <*>, отсутствие возможности предоставления услуг связывают с тем, что учредительными документами исполнителя или соглашением с заинтересованными органами и организациями предусмотрена обязанность исполнителя в установленном порядке предоставить услуги определенной категории лиц (п. 7). Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235 <**>, отсутствие возможности заключить договор усматривают в технической невозможности по зоне действия телефонной связи (п. 24).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 48. Ст. 4517.
<**> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4599.
4. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения договора влечет по требованию другой стороны понуждение заключить договор и возместить причиненные уклонением убытки по решению суда на основании п. 4 ст. 445 ГК. С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться контрагент коммерческой организации. Сама коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не может (п. 2 Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, от 5 мая 1997 г. N 14).
Неосновательный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с потребителем квалифицируется как злоупотребление доминирующим положением. Поэтому в соответствии со ст. 5 Закона о конкуренции антимонопольный орган может вынести предписание о понуждении такого хозяйствующего субъекта заключить договор с отдельным потребителем.
5. К компетенции Правительства РФ относится издание правил (в виде типовых договоров, положений и проч.), обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Например, Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 <*>, Типовой договор об оказании услуг телефонной связи утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235 (приложение N 2 к Правилам оказания услуг телефонной связи).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3979.
------------------------------------------------------------------
Приказ ГТК РФ от 02.07.2001 N 626 "Об утверждении типовых форм договоров" утратил силу с 26 ноября 2003 года в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 26.11.2003 N 1337 "Об утверждении типовых форм договоров". Существуют также типовые договоры, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти и действие которых распространяется на обычные (не публичные) договоры. Например, Типовой договор поставки, Типовой договор подряда, утвержденные Приказом ГТК России от 2 июля 2001 г. N 626. К таким договорам нормы комментируемой статьи не применяются.
6. Пункт 5 комментируемой статьи говорит о ничтожности условий, если они не одинаковые для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям правил Правительства РФ.
Отметим, что если сделка не могла быть совершена без включения недействительной ее части (условий), то и сама сделка (публичный договор) является недействительной (см. комментарий к ст. 180 ГК).
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 426. Публичный договор. 1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Вернутся в раздел Комментарии к законам