2. В случае признания в установленном порядке недействительным акта государственного органа, на основании которого обязательство прекратилось, обязательство восстанавливается, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа обязательства и исполнение не утратило интерес для кредитора.
Комментарий к статье 417
1. Комментируемая статья регулирует прекращение обязательств в связи с наступлением юридической невозможности исполнения, основанием которой является издание акта государственного органа, препятствующего исполнению обязательства полностью или частично. Например, юридическая невозможность исполнения обязательства может возникнуть в результате введения чрезвычайного положения (ст. 11 - 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
2. Положения комментируемой статьи распространяются только на акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, хотя юридическая невозможность исполнения может возникнуть и при издании акта органом местного самоуправления.
Повлечь юридическую невозможность исполнения обязательства может как нормативный акт государственного органа (например, о запрете на экспорт определенных видов продукции), так и индивидуальный (например, решение об аннулировании лицензии на осуществление определенного вида деятельности).
3. Препятствовать исполнению может только акт государственного органа, подлежащий применению. Если в силу каких-либо обстоятельств акт государственного органа считается не подлежащим применению, его положения не могут служить основанием прекращения действия обязательства. Нормативный акт подлежит применению, если он издан в установленном законодательством порядке. Так, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В силу п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <*> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
Кроме того, каждый государственный орган может издавать акты определенного вида. Так, федеральные государственные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 <*>). Соответственно, нормативные правовые акты, изданные в виде писем, телеграмм и т.п., не будут порождать правовых последствий, в частности, их издание не может повлечь прекращения обязательств.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
Вместе с тем прекращение обязательства может последовать и в результате издания в установленном порядке акта государственного органа, содержание которого противоречит законодательству. Такая ситуация возможна, поскольку действует презумпция законности правового акта, выражающаяся в том, что пока акт государственного органа не признан недействительным, он порождает правовые последствия.
4. Юридическая невозможность исполнения обязательства может быть полной или частичной. Положения о полном или частичном прекращении обязательства корреспондируют положениям п. 1 ст. 407 ГК. Следует отметить, что, поскольку кредитор вправе не принимать исполнение по частям (ст. 311 ГК), частичная невозможность исполнения также может прекратить обязательство в полном объеме.
5. Не соответствующие требованиям законодательства акты государственных органов, а также органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 245 ГПК, ст. 29 АПК). В случае удовлетворения жалобы акт государственного органа признается недействительным.
Вместе с тем не все акты государственных органов могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, и в частности, нормативные акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
При оспаривании правовых актов, нарушающих права и свободы граждан, применяются положения Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <*>, в соответствии с которым бремя доказывания законности правового акта возлагается на орган, издавший этот акт, а граждане (организации) обязаны доказать факт нарушения своих прав и свобод.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685.
6. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает право сторон требовать возмещения убытков, причиненных прекращением обязательства в результате издания акта государственного органа, в соответствии со ст. 13 и 16 ГК. Возмещение убытков производится не во всех случаях, когда акт государственного органа препятствует исполнению обязательства, а только если этот акт признан недействительным. Положения рассматриваемого пункта конкретизируют провозглашенный в ст. 53 Конституции РФ принцип, согласно которому каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Возмещение убытков может последовать и в случаях, когда не соответствующий законодательству акт государственного органа был отменен или признан не подлежащим применению в установленном порядке.
7. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания признанного недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Возмещение убытков производится в полном объеме, т.е. возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст. 15 ГК).
Порядок и основания возмещения вреда, причиненного в результате издания незаконного акта государственного органа, определяются ст. 1070 - 1071 ГК.
8. Согласно п. 2 комментируемой статьи при признании недействительным акта государственного органа, повлекшего прекращение обязательства, обязательство восстанавливается. Обязательство не подлежит восстановлению, если это предусмотрено соглашением сторон, вытекает из существа обязательства либо если исполнение утратило интерес для кредитора. В случае возникновения спора вопрос о восстановлении обязательства решается судом, причем сторона, ссылающаяся на наличие предусмотренных п. 2 комментируемой статьи обстоятельств, должна их доказать. Возможность требовать возмещения убытков, причиненных изданием акта государственного органа, не зависит от того, было обязательство восстановлено или нет.
Комментарии к законам
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 417. Прекращение обязательства на основании акта государственного органа. 1. Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.
Вернутся в раздел Комментарии к законам