Комментарии к законам

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков. Комментарий к статье 16



Как уже было указано, термины "национальный парк" и "заповедник" используются настоящим Законом для определения как объекта правового регулирования (собственно ООПТ), так и того субъекта, прежде всего юридического лица, который осуществляет управление конкретной ООПТ. Следует признать, что такое "пересечение" терминологии создает определенные трудности в правоприменении.
Из содержания комментируемой статьи следует, что:
для управления национальным парком в обязательном порядке должна быть создана особая организация;
правовой статус такой организации определен как федеральная некоммерческая организация;
организационно-правовые формы юридических лиц определяются в Российской Федерации на основании Гражданского кодекса РФ.
Согласно ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся в том числе финансируемые собственником учреждения.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Таким образом, исходя из общих положений ГК РФ о некоммерческих организациях и положений настоящей статьи, управление национальным парком должно осуществляться юридическим лицом, имеющим статус учреждения.
Поскольку на основании ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, из оборота изъяты, арендная плата за земельные участки как вид дохода национального парка в настоящее время практически исключается.
Тем не менее в отношении иных объектов недвижимости данной ООПТ продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 926 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
Для целей охраны и упорядочения использования символики национального парка принято несколько подзаконных нормативных правовых актов, в частности, Порядок определения размеров платы за выдачу разрешений на использование символики государственных природных заповедников и национальных парков (утв. Рослесхозом 26 февраля 1997 г., Госкомэкологии России 18 февраля 1997 г.), Приказ Рослесхоза от 31 декабря 1996 г. N 204 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на использование символики национальных парков".




Вернутся в раздел Комментарии к законам