Комментарии к законам

Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства. 1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.



Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
4. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Комментарий к статье 401
1. Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, посвящены субъективным основаниям ответственности за нарушение обязательства.
2. В качестве общего правила закрепляется принцип ответственности за вину лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. Законодатель дает и определение понятия вины - в комментируемой статье делается это путем установления перечня факторов, при наличии которых лицо признается невиновным. К их числу прежде всего относятся факторы субъективно-личностного характера, определяющие его поведение по отношению к надлежащему исполнению обязательства. Ими являются заботливость и осмотрительность в той степени, которая необходима лицу для надлежащего исполнения обязательства. В свою очередь, степень заботливости и осмотрительности зависит от характера обязательства, в котором участвует данное лицо, и условий оборота, т.е. от действия объективных факторов.
Вина - это психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Поэтому, прежде чем решать вопрос о степени заботливости и осмотрительности или о заботливости и осмотрительности в целом лица при признании его невиновным, следует оценить психическое состояние, в котором находилось лицо в период (момент) нарушения обязательства. В обязательствах о возмещении причиненного вреда психическое состояние лица определяется одномоментно при совершении противоправного действия (бездействия). Нарушение договорного обязательства обычно происходит в течение определенного, нередко длительного периода времени. Это, естественно, осложняет решение вопроса о психическом состоянии лица при установлении его ответственности за нарушение договорного обязательства. Дополнительные трудности возникают при установлении вины юридических лиц.
В любом случае проблема вины физического и юридического лица как основания ответственности за нарушение обязательства должна решаться индивидуально, а не с помощью критерия "усредненной личности" ответчика, привлекаемого к гражданско-правовой ответственности.
Положения о вине как субъективном основании ответственности за нарушение обязательства согласно оговорке, содержащейся в п. 1 комментируемой статьи, законом или договором могут быть изменены (п. 3 и 4 комментируемой статьи).
При установлении гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства форма вины (умысел или неосторожность) обычно не имеет юридического значения, за исключением случаев, указанных в законе или договоре. Так, при определении ответственности сторон по договору хранения во внимание принимается умысел или грубая неосторожность (ст. 901 ГК) хранителя. От ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, причинитель вреда освобождается при умысле (но не неосторожности) потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК).
Соглашением между сторонами могут быть предусмотрены ограничения и устранения ответственности за нарушение обязательства по вине сторон. Однако если такие нарушения совершаются умышленно, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи соглашения об ограничении или устранении ответственности признаются ничтожными.
3. В п. 2 комментируемой статьи закрепляется презумпция виновности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. На нем лежит бремя доказывания своей невиновности в нарушении обязательства. Закон в данном случае принимает во внимание фактические обстоятельства, в силу которых должник располагает большими возможностями (доказательствами) в установлении своей невиновности, нежели кредитор в доказывании виновности должника.
4. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается повышенная субъективная ответственность предпринимателей за нарушение обязательства. Они отвечают не только за вину, но и за свое безвиновное поведение при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства до пределов действия непреодолимой силы. Объясняется это тем, что предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами на свой риск (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК), и потому их ответственность наступает и без вины.
В п. 3 комментируемой статьи дается легальное понятие непреодолимой силы, характеризуемое двумя связанными между собой признаками. К ним относятся чрезвычайность и непредотвратимость при данных условиях обстоятельств, ведущих к исполнению или ненадлежащему исполнению обязательства. Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью - невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении данного общества техническими и иными средствами.
К обстоятельствам, относимым к непреодолимой силе, относятся природные явления (землетрясения, наводнения и т.п.), а также действия и события общественного характера (война, крупномасштабные забастовки, массовые волнения, запретительные меры, принимаемые государственными органами, международными организациями, и т.д.). При этом действие непреодолимой силы должно быть органически связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения. Непреодолимой силой не являются, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Положения п. 3 комментируемой статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или договором. Так, согласно п. 1 ст. 796 ГК ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа основывается на применении положений об ответственности за вину.




Вернутся в раздел Комментарии к законам