Комментарии к законам

Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.



При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
Комментарий к статье 240
1. Комментируемая статья определяет правила выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством. Только такие ценности (следуя буквальному толкованию закона) могут быть в случае угрозы утраты ими своего значения возмездно изъяты у собственника по решению суда.
Подобное определение объекта возможного изъятия создает немало трудностей. В различных нормативных актах, регулирующих отношения по поводу культурных ценностей, используются различные понятия и характеристики объектов. Так, например, Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 <*> используют родовое понятие культурных ценностей, включающее в себя, в том числе, и объекты, не существующие на материальном носителе (ст. 3). При этом в ст. 43 Основ указано, что в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <**> среди прочих использует категорию культурных ценностей, имеющих важное значение для Российской Федерации (ст. 6), а также вводит понятие (не определяя его) особо ценного объекта культурного наследия (п. 1 ст. 9). По смыслу названного Закона к культурным ценностям могут относиться только движимые вещи. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <***> говорит об объектах культурного наследия, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (ст. 4). В названном Законе используется понятие особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации (ст. 24); при этом к объектам культурного наследия (а следовательно, и к тем, которые отнесены к особо ценным) относится только недвижимое имущество с непосредственно связанными с ним движимыми вещами (ст. 3). Категория особо ценного культурного объекта как недвижимого имущества употребляется в ЗК - ст. 100 ("Особо ценные земли") и в Законе о недрах - ст. 33 ("Охрана участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность").
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
<**> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<***> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
Согласно ст. 24 Закона об объектах культурного наследия решение о признании объекта культурного наследия федерального значения особо ценным может принять Правительство РФ. Однако на сегодняшний день отнесение объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется указами Президента РФ. Положения Указа Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 <*> дают основания полагать, что к особо ценным объектам могут быть отнесены и движимые вещи.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 1961.
Кроме того, в соответствии со ст. 50 Закона об объектах культурного наследия особо ценные объекты культурного наследия Российской Федерации отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Таким образом, буквальное понимание категории "культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством", привело бы к тому, что норму комментируемой статьи, подразумевающую изъятие имущества у частного собственника, следовало бы признать практически не работающей и подлежащей применению в весьма редких случаях. Поэтому используемое в комментируемой статье понятие культурных ценностей следует толковать расширительно. Во-первых, необходимо заключить, что в него могут входить как движимые, так и недвижимые вещи. Во-вторых, по аналогии со ст. 54 названного Закона сферу действия комментируемой статьи следует распространить не только на особо ценные культурные ценности, но и на иные объекты культурного наследия, включенные в реестр, на основании данных государственной историко-культурной экспертизы.
2. Комментируемая статья устанавливает, что бесхозяйственно содержащиеся культурные ценности могут быть изъяты только в том случае, если такое содержание грозит утратой ими своего значения. Под утратой в данном случае можно понимать не только физическую гибель вещи, но и угрозу изменения облика и интерьера объекта в соответствии с его особенностями, послужившими основанием для включения культурного объекта в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте (п. 3 ст. 52 названного Закона).
3. Изъятие ценностей у собственника допускается только на основании решения суда. Комментируемая статья не определяет субъект, имеющий право на обращение в суд с соответствующим требованием. Поэтому в данном случае также следует обратиться к специальному законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 54 названного Закона в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия федерального значения может обратиться федеральный орган охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.
4. В случае принятия судом решения об изъятии культурных ценностей у собственника, содержащего их ненадлежащим образом, соответствующий орган по управлению государственным имуществом выкупает бесхозяйственно содержавшиеся культурные ценности (на основании договора купли-продажи, заключаемого после вынесения судебного решения) или организует их продажу с публичных торгов. Форма отчуждения определяется судом.
В случае выкупа культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, предусмотренном соглашением сторон, а при недостижении согласия - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная сумма за вычетом расходов на их проведение.




Вернутся в раздел Комментарии к законам