Комментарии к законам

Статья 214. Право государственной собственности. 1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).



2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Комментарий к статье 214
1. При характеристике отношений собственности в ГК речь идет в одних случаях о праве собственности (ст. 218, 219, 222, 223 ГК и др.), в других - просто о собственности (ст. 213, п. 3 ст. 220, п. 2 ст. 228 ГК и проч.). В п. 1 комментируемой статьи, так же как и в п. 1 ст. 215 ГК, собственность определяется как "имущество, принадлежащее на праве собственности...". Между тем очевидно, что законодатель имел своей целью указать на субъекты права государственной собственности. Такими субъектами являются: Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) и субъекты РФ - республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа (государственная собственность субъекта РФ).
2. Круг объектов, которые могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации, неограничен. В состав объектов, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ, не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной собственности, должны определяться федеральным законом (см. комментарий к ч. 2 п. 3 ст. 212 ГК). Впредь до принятия такого закона в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <*> действует порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <**>, а также распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" <***>. В приложении 1 к Постановлению N 3020-1 определен перечень объектов исключительной федеральной собственности, а в приложении 2 - объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.
<**> Ведомости РФ. 1992. N 3. Ст. 89.
<***> Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697.
Согласно названным документам к объектам исключительной федеральной собственности, в частности, относятся:
1) объекты, составляющие основу национального богатства страны (например, ресурсы континентального шельфа, заповедники, курорты, учреждения культуры общероссийского значения и др.);
2) объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (к примеру, государственная казна Российской Федерации, имущество Вооруженных Сил, объекты РАН, предприятия и объекты геологической службы, предприятия ветеринарной и патентной служб, государственные запасы и мобилизационные резервы, предприятия исправительно-трудовых учреждений и проч.);
3) объекты оборонного производства (в том числе все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества).
Перечень объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, в частности, включает: 1) предприятия, признанные в соответствии с законодательством РФ занимающими доминирующее положение на рынке товаров, работ, услуг (см. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*>, Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" <**>); 2) предприятия атомного и энергетического машиностроения; 3) предприятия рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы и т.д. Объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 и 2, а также не относящиеся к объектам муниципальной собственности (приложение 3), независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, передаются в государственную собственность субъектов РФ. До момента определения собственников соответствующих объектов они относятся к федеральной собственности (п. 3 Постановления N 3020-1).
--------------------------------
<*> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
<**> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174.
В соответствии с п. 11 Положения, утвержденного распоряжением Президента РФ N 114-рп, федеральное имущество и имущество субъектов РФ подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной собственности, собственности субъектов РФ. До момента внесения объектов государственной собственности в соответствующий реестр документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты, является зарегистрированный перечень объектов (п. 10 Положения). Организация учета федерального имущества и ведение его реестра осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 <*>. Распоряжениями Мингосимущества России от 19 апреля 1999 г. N 564-р и от 21 декабря 1998 г. N 1665-р утверждены соответственно Рекомендации по проведению процедуры учета федерального имущества и Правила ведения документации по учету федерального имущества. Пленум ВАС РФ в п. 3 Постановления от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <**> обратил внимание на то, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные выше реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности должен руководствоваться приложениями 1, 2 и 3 к Постановлению N 114-рп.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354.
<**> Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.
3. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается остаточный принцип принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям. Такое же положение закреплено и в п. 1 ст. 16 ЗК.
Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <*>. По общему правилу земельные участки могут принадлежать на праве собственности всем субъектам гражданского права. Законом устанавливается лишь особый правовой режим для отдельных категорий земель (см., например, п. 3 ст. 15 ЗК, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Иная ситуация существует относительно других природных ресурсов. Так, например, в государственной собственности находятся недра, а также содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы (см. Закон РФ "О недрах" в редакции от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ <**>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
<**> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Согласно ст. 19 ЛК лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. При этом в соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. На водные объекты в Российской Федерации также установлена государственная собственность. Указанные объекты могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам может принадлежать лишь право собственности на обособленные водные объекты (ст. 33, 34 ВдК).
4. В п. 3 комментируемой статьи содержится отсылочная норма к ст. 125 ГК (см. комментарий).
5. Все имущество, находящееся в государственной собственности, подразделяется на две группы: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или праве оперативного управления (ст. 296 ГК), и 2) государственная казна Российской Федерации или субъекта РФ, состоящая из средств соответствующего бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Государственную казну Российской Федерации кроме средств бюджета согласно приложению 1 к Постановлению N 3020-1 составляют: средства Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютные фонды.
Такое разграничение практически важно, поскольку Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. Обращение взыскания на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, так же как и на имущество, которое может находиться в исключительной государственной собственности, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. комментарий к ст. 126).
Пленумы ВС РФ и ВАС РФ в п. 12 совместного Постановления N 6/8 указали, что при удовлетворении исковых требований, предъявленных к Российской Федерации или субъекту РФ, взыскание денежных сумм должно производиться из средств соответствующего бюджета, а при их недостаточности - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
6. Несмотря на то что государственная казна по своей сути представляет собой совокупность имущества, т.е. является объектом гражданских прав, ряд нормативных актов наделяет казну правосубъектными признаками. Например, в п. 10 ст. 158 БК говорится о выступлении главного распорядителя средств федерального бюджета от имени казны Российской Федерации: по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.




Вернутся в раздел Комментарии к законам